Новая философская энциклопедия
МЕСТО (греч. τόπος, лат. locus) – часть пространства, центр соотношения физических тел. В античной философии понятие места было выдвинуто Аристотелем в противовес трактовке Платоном пространства (Χῶρα) как вместилища тел и интеллигибельной материи, что позволяло дать онтологическое обоснование геометрии и геометрически правильных тел (Tim., 52a–53d). У Аристотеля пространство представляет собой «индивидуальное достояние» чувственно-воспринимаемых (физических) тел, т.е. место (Phys., 209 а30). Его подход к определению пространства-места связан с учением о первой сущности-субстанции, которая есть то, что обладает самостоятельным существованием (Мет., 1029 а, 1092 а17). В противовес геометрическому пространству Платона Аристотель настаивает на осязательно-физической трактовке пространства-места, которое позволяет понять движение как изменение места (Phys., 211 а12 – 211 b30). Место – граница движущегося, а для всех движущихся тел – абсолютная граница. В космологии Аристотеля в соответствии с принципом «подобное стремится к подобному» развивается учение о движении тела к естественному месту (О Небе, 310 b). Эти два понимания места как границы объемлющего и как естественного противоречат друг другу, что было отмечено уже Симпликием (Simplicius Corollarium de loco, 605,15). В «Топике» Аристотель развивает учение об общих логических местах – топосах диалога. В Средние века христианская идея креационизма существенно модифицировала понятие места. Тварный мир трактовался как совокупность мест, а Бог исключался и из пространства и из времени. Фома Аквинский проводил различие между физическим и духовным местом (locus corporalis et spiritualis) (Summa theol., I,102,1).
В философии Нового времени учение Аристотеля было подвергнуто критике (прежде всего Еалилеем), и место отождествлялось с пространством и протяженностью. Декарт связывал место с определенным положением вещи относительно других, различая внешнее и внутреннее место (Начала философии, II 13–15). Отождествление пространства с местом характерно, напр., для Л.Эйлера (Reflections sur l’espace et le temps, 1748, § XV). Согласно X.Вольфу, место – способ сосуществования тел друг с другом.
И. Кант, развивая «Топику» Аристотеля и раскрывая содержание трансцендентальной топики, называет трансцендентальным местом место, уделяемое нами понятию или в чувственности, или в чистом рассудке (Кант И. Критика чистого разума. М., 1998, с. 269), делая акцент на гносеологической характеристике места. Однако эта линия не получила в дальнейшем развития, и место в послекантовской философии трактовалось как единство пространства и времени, выраженное в изменении положения тел (К.Розенкранц), как расширение понятия протяженного пространства (О.Либман), как пространственное соотношение тел друг с другом (О.Кюльпе). Теория относительности А.Эйнштейна, введя принцип равноправия инерциальных систем, отказалась от поисков истинного «естественного» места тел, что и было подчеркнуто как физиками, так и философами науки 20 в. (Э.Касссирер, Г.Вейль, А.Эддингтон, В.Фок и др.). См. также Пространство [ПРОСТРАНСТВО], Время, Движение.
Литература:
1. Зубов В.П. Пространство и время у парижских номиналистов 14 в. – В кн.: Из истории французской науки. М., 1950;
2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.,1980;
3. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979;
4. Асоян Ю.А. Учение Аристотеля о «естественных местах» и особенности античной культуры. – «Философские исследования», 1995, № 1, с. 65–99.
А.П.Огурцов