Советская историческая энциклопедия

БАЗАР

(Bazard), Сент-Аман (19.IX.1791 — 29.VII.1832) — франц. утопич. социалист, теоретик сен-симонизма. По социальному положению — мелкий служащий. После реставрации Бурбонов во Франции Б. активно включился в революционную борьбу против дворянской монархии, став одним из руководителей тайной орг-ции карбонариев. Провал ряда организованных ею заговоров и разочарование в политич. борьбе способствовали сближению Б. со сторонниками утопич. социализма и его обращению к сен-симонизму. С 1825 Б. занялся пропагандой идей Сен-Симона и их дальнейшей разработкой. Сотрудничая в сен-симонистских органах "Le Producteur" (1825-26) и "L'Organisateur" (1829), Б. в то же время явился создателем цикла публичных лекций, излагавших в систематизированном виде сен-симонистскую доктрину (опубл. отдельной книгой в 2 частях — "Doctrine de Saint-Simon. Exposition. Premiere année, 1829", 1830, "2-me année, 1829-30", 1830; рус. пер. — Изложение учения Сен-Симона, под ред. и с коммент. Э. А. Желубовской, вступит. ст. В. П. Волгина, М.-Л., 1947). Б. развил в сен-симонизме ряд новых идей: о чередовании в истории разрушительных ("критических") и созидательных ("органических") эпох, об ист. процессе как постепенном убывании антагонизма и росте сотрудничества ("ассоциации") в обществе, о делении производит. класса — "индустриалов" — на собственников средств произ-ва и пролетариев, между к-рыми существует антагонизм. Связывая эксплуатацию человека человеком с собственностью на средства произ-ва, Б. приходил к выводу о необходимости замены частной собственности на средства произ-ва гос. собственностью, выдвигая в качестве способа достижения этого отмену права наследования. Изображение возвещенного Сен-Симоном строя — ассоциации приобрело у Б. значительно более определенные социалистич. черты: обществ. собственность на средства произ-ва, регулирование и планирование х-ва централизованными органами руководства экономикой — банками, распределение благ между членами ассоциации на основе "нового права" — "каждому по его способностям, каждой способности по ее делам". Однако Б. не вышел из круга идеалистич. воззрений Сен-Симона, а в ряде вопросов даже усугубил их реакц. черты, отыскивая в истории человечества высшую религ. цель, к к-рой оно якобы движется и стремится. Б. отрицал не только революц. методы действия, но и политич. борьбу вообще.

=====

В сен-симонистской религ. общине Б. занимал наряду с Анфантеном положение первосвященника; однако отрицательно относился к мистич. идеям Анфантена о браке и семье. Разногласия и споры по этим вопросам, приведшие к выходу Б. из сен-симонистской общины и к попытке создания собств. общины, послужили материалом для предсмертной работы Б., оставшейся незаконченной, — "Религия сен-симонизма. Очерки о морали и политике..." ("Religion saintsimonienne. Discussions morales, politique...", P., 1832).

=====

Лит.: Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М.-Л., 1935; его же, Сен-Симон и сен-симонизм, М., 1961; Ruppert J., Das sociale System Bazard's, Würzburg, 1890; Spühler W., Der Saint-Simonismus. Lehre und Leben von Saint-Amand Bazard, Z., 1926.

=====

H. Е. Застенкер. Москва.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте