Большая советская энциклопедия
I
в машиностроении, вращающаяся (обычно в подшипниках) деталь машины, передающая крутящий момент. В. — одна из основных деталей почти всех машин и механизмов. По конструкции различают прямые (гладкие, ступенчатые, шлицевые кулачковые валы (См. Кулачковый вал)), коленчатые валы, гибкие валы (См. Гибкий вал) и др.
Наиболее распространены прямые ступенчатые В. (рис.), в которых фиксирующие уступы препятствуют осевому перемещению установленных на В. деталей, а переходные уступы разграничивают участки с различными диаметрами и допусками. Расчёт В. производят на прочность, жёсткость и колебания.
Ступенчатый вал: 1 — фиксирующий уступ; 2 — переходный уступ; 3 — зубчатое колесо; 4 — шарикоподшипник.
II
(военный)
высокая земляная насыпь, обычно со рвом впереди, служившая преградой для атакующего противника, боевой позицией обороняющихся — стрелков и артиллерии, прикрытием от прицельного огня и наблюдения противника. В., приспособленный для вооружения артиллерией, называется артиллерийским; предназначенный только для пехоты — стрелковым. В. широко применялись до 1-й мировой войны 1914—18 при укреплении населенных пунктов, в крепостях и для прикрытия границ. В. состоял из Бруствера и валганга (уступчатой площадки). Бруствер служил прикрытием боевой позиции. Валганг располагался 2 уступами: верхний уступ обычно служил для установки орудий и назывался артиллерийским валгангом; нижний — для движения орудий и людей и назывался валгангом сообщения.
III
в архитектуре (в мелкомасштабных профилях — валик), криволинейный архитектурный облом (см. Обломы архитектурные), имеющий в поперечном разрезе вид полукруга.