Большая советская энциклопедия
I
Раммохан (Раммохон) (22.5.1772 или 1774, Радхнагор, Бенгалия, — 27.9.1833, Бристоль, Великобритания), индийский (бенгальский) просветитель, философ, религиозный реформатор, общественный и литературный деятель, предшественник индийского буржуазного национализма. Писал на бенгальском, английском, персидском языках. Происходил из знатной брахманской семьи. Окончил высшую мусульманскую школу в Патне. Главную свою задачу Р. видел в борьбе за преодоление отсталости родины. С этой целью он разработал на рационалистической основе универсальную религиозно-философскую систему, утверждающую равенство людей перед богом и отвергающую некоторые установления ортодоксального индуизма (кастовое деление, самосожжение вдов, детские браки и др.). Основным средством прогресса Р. считал просвещение. По его инициативе в 1817 в Калькутте была открыта первая в Индии светская школа (Индусский колледж). В 1821—22 Р. начал издавать газеты «Шомбад коумуди» («Луна новостей») на бенгальском языке и «Мират уль-ахбар» («Зеркало новостей») на персидском языке. Р. публично выступал в защиту свободы слова и печати, за равенство индийцев и англичан перед законом. В области экономики Р. призывал изучать английский опыт в сфере торговли и промышленности, установить во всех провинциях Индии постоянные ставки земельного налога. К 1815 Р. образовал из единомышленников кружок («Арья сабха» — общество ариев); члены этого кружка составили костяк общества Брахмо самадж, основанного Р. в 1828 в Калькутте.
Р. сыграл видную роль в формировании новой бенгальской литературы. Богатое литературное наследие Р. включает переводы на бенгальский язык философских произведений Древней Индии (упанишад), юридические исследования, острополемические трактаты — памфлеты на религиозно-социальные темы, учебники.
Р. не связывал создание подлинно просвещённой Индии с борьбой за независимость родины, но объективно его деятельность была направлена как против феодализма, так и против колониального гнёта.
Соч. : The English works of Raja Rammohun Roy, Allahabad, 1906.
Лит.: Комаров Э. Н., Рам Мохан Рай — просветитель и провозвестник национального движения в Индии, в книга: Общественно-политическая и философская мысль Индии, М., 1962; Паевская Е. В., Рам Мохан Рой — предшественник буржуазного национального движения в Бенгалии, «Уч. зап. Тихоокеанского института», т. 2, М. — Л., 1949; её же, Идея равенства от бхактов (XV—XVI вв.) до Раммохан Рая (первая треть XIX в.), в книге: Труды межвузовской научной конференции по истории литератур зарубежного Востока, М., 1970; Raja Rammohun Roy and progressive movements in India, Calc., 1941; The father of modern India. Commemoration volume of the Rammohun Roy, Calc., 1935.
Е. В. Паевская.
II
согласно большинству религиозных учений (в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме), место вечного блаженства для душ праведников. Истоки представления о Р. уходят в первобытные верования в загробное существование душ. В Библии (Ветхий завет) Р. изображен прекрасным садом, в котором жили «первочеловеки» Адам и Ева, изгнанные из него после грехопадения. В дальнейшем развитии христианского вероучения закрепилась идея Р., в который возвращаются праведники после своей смерти. Райское блаженство противопоставляется во многих религиях мучениям грешников в Аду; однако, в отличие от детально разработанных подробностей относительно устройства ада, представления о Р. расплывчаты и схематичны. Понятия о Р. и аде используются священнослужителями с религиозными целями — для воздействия на сознание и чувства верующих.