Словарь географических названий
Пеки́н
(Beijing), Бэйцзин, столица Китая, полит., экон., финанс., науч. и культ. центр страны; 2-й по величине (после Шанхая) город страны. Ок. 5,8 млн. жителей (2000), с подчиненными территориями ок. 13,8 млн. чел. Один из древнейших городов Китая, известен со II тысячелетия до н. э. Под разными названиями неоднократно был столицей древних и ср.-век. китайских государств. С 1368 г. назывался Бэйпин ("умиротворенный север"). В 1403 г. назван Бэйцзин ("северная столица"; отсюда русское название Пекин), а в 1421 г. стал столицей китайской империи Мин. В 1644 г. занят маньчжурами. В 1618 г. П. посетил русский путешественник И. Петлин, в 1716 г. создана российская духовная миссия. В 1937–45 гг. оккупирован японскими войсками.
В юго-зап. ч. сохранились сооружения XII в. К 1553 г. предместья образовали Внешний город, который в прошлом также был обнесён кирпичными стенами. Внутр. город (на месте монгольского г. Даду) включал обнесённый стенами и рвом комплекс Императорского города с дворцами, храмами, пагодами, парками, холмами и озёрами (в т. ч. храм Таймяо – "Храм поминовения предков", 1420), алтарь Шэцзитань ("Алтарь божеств, земли и злаков", XV в.), парк на г. Мэйшань ("Угольная гора", или Цзиншань – "Гора прекрасного вида"), парк Бэйхай на берегу и оз. Бэйхай ("Сев. море") с ламаистской пагодой Байта ("Белая пагода"), храмом Байтасы ("Храм Белой пагоды", ныне Юнъаньсы, "Храм вечного спокойствия"), павильонами Улунтин ("Павильоны 5 драконов", 1651). Юж. стена Императорского города завершалась воротами Чэнтяньмынь (1420; на их месте в 1651 г. выстроены новые ворота Тяньаньмынь – "Ворота небесного спокойствия") и площадью. В юж. ч. Внешнего города – ансамбль Тяньтань ("Храм неба", 1420–1530); Циняньдянь ("Храм молитвы за богатый урожай", 1420); Хуанцюнъюй ("Зал небесного свода", 1530); алтарь Хуаньцю ("Алтарь неба", 1530). В конце XVII–XIX вв. на территории Императорского города возникли многочисленные храмы (Шанъиньдянь – "Храм источника доброты"; Ваньфолоу – "Храм десяти тыс. Будд"), беседки, галереи. В XVIII в. построен ламаистский монастырь Юнхэгун. На сев.-зап. окраинах П. находится летняя императорская резиденция и парк Ихэюань на г. Ваньшоушань (XVI–XIX вв.). После 1949 г. на площади Тяньаньмынь (самая большая в мире) выстроены Большой зал народных собраний, музей китайской революции и истории Китая (1959), мавзолей председателя Мао и монумент народным героям, Дворец нац. культур, центр. телеграф (1958). Главные торг. улицы в центре П. – Ванфуцзиндацзе, Сиданьбэйдацзе и Цяньмыньдацзе. На З. сосредоточены правительственные учреждения, на СЗ. – важнейшие вузы и научные ин-ты, на С. – новые жилые массивы, на вост. и юж. окраинах преобладают пром. пр-тия.
Пекинский ун-т (1898); ун-т Цинхуа (техн.), Народный ун-т Китая, Центр. ин-т национальностей, пед., медицинский, сел.-хоз. ин-ты; центр. консерватория; ин-ты железа и стали, аэронавтики и астронавтики, нефтяной, геологоразведки, лесного х-ва, механизации сел. х-ва, иностранных языков. АН КНР, академия мед. наук, академия сел.-хоз. наук; обсерватория и планетарий; ботанический сад; нац. Пекинская библиотека (13,1 млн. томов), центр. библиотека АН КНР. Музей в быв. императорском дворце (Гугун). Китайская худож. галерея, военный музей китайской народной революции, музей природы, музей писателя Лу Синя, геол. музей. Театры Шоуду, Тяньцяо. Зоопарк (ок. 5 тыс. животных более чем 500 видов, в т.ч. большие панды).
Чёрная металлургия, маш-ние (в т.ч. трансп.), нефтепереработка, приб-ние и радиоэл., хим. (в т.ч. нефтехим.), текст. пром-сть. Широко известны традиционные кустарные промыслы (резьба по дереву, слоновой кости, нефриту; ковроткачество). В Шицзиншань (на р. Юндинхэ, в 20 км к З. от П.) с 1920 г. работает металлург. комбинат. Крупный трансп. узел КНР, от которого во всех направлениях отходят ж. д. и шоссе. Пекинский вокзал – крупнейший в стране. Аэропорт Пекин – Шоуду ("Столица"). Аванпорт П. на берегу зал. Бохайвань Жёлтого моря (в 180 км от П.) – г. Тяньцзинь. Пекинский канал (25 км; 1956–57) связывает П. с р. Юндинхэ (источником водоснабжения). Метрополитен (1969; 2 линии 40 км). Широкой популярностью пользуется велосипед.