Столица КНР, муз. центр. 7570 тыс. жит. (1970). Как культурный, в частности муз., центр выдвинулся после перенесения в П. столицы кит. гос-ва в 1421. Оживлению театр.-муз. жизни способствовало пребывание в П. имп. двора, придв. знати, просвещённых и торгово-ремесл. кругов населения. В 15-16 вв. было развито нар. музицирование; в торжеств. придв. и храмовых церемониалах в соответствии с традициями сочетались пение, инстр. музыка и танец. На парадных приёмах во дворце, на семейных праздниках в домах аристократии выступали частные труппы актёров. Для демократич. публики были организованы зрелища с музыкой (сохранились в осн. чертах до 20 в.). Разл. представления (их устройством занимались гор. землячества, цех. объединения ремесленников и торговцев) приурочивались ко времени религ. и гос. праздников. Актёры и музыканты выступали в специально построенных помещениях или в храмах. Существовали постоянно действующие театры-рестораны — сичжуан и цза-шуагуань. В сичжуане отмечались семейные праздники, программу составляли гости, выбирая отд. муз. номера из спектаклей, входивших в репертуар приглашённой труппы. В цзашуагуани (т-ре увеселений, меньшего размера, чем сичжуан) певцы, инструменталисты и шошуды (рассказчики) исполняли отд. эпизоды из спектаклей. В 16 в. возникли гор. публич. т-ры — сиюань, положившие начало регулярным выступлениям театр. трупп (к кон. 18 в. таких т-ров было 8, в 19 в. — 40). Деятельность гор. т-ров регулировалась правительством (запрещались спектакли в период 100 дней траура после смерти императора или членов его семьи; до 1911 в т-ры не допускались женщины, им разрешалось присутствовать лишь на домашних представлениях). С кон. 17 в. получил распространение гор. муз. жанр, т. н. цзинцян (столичные мелодии), сложившийся на основе популярного в Китае локального муз. жанра т. н. иянцян (иянские мелодии), связанного с нар. песнями местечка Иян (пров. Цзянси). Напевы иянцян использовались в вок. и инстр. произв. пекинских композиторов, в музыке к театр. постановкам. С нач. 18 в. цзинцян был вытеснен более рафинированным театр. жанром — куньцюй (привезён в П. актёрами из г. Сучжоу, где он зародился); благодаря литературной изысканности и камерности мелодий он имел успех при дворе и среди наиболее просвещённой части пекинского общества. В кон. 18 в. в П. стали постоянно работать труппы из пров. Аньхой, положившие начало новому театр. жанру — т. н. пекинской муз. драме. Она впитала в себя особенности местных муз. стилей (также пров. Ганьсу, Хубэй, Цзянсу) и отличалась праздничным, живым характером (традиции уличных представлений — обилие ударных, сопровождавших чередующиеся арии, песни, диалоги, а также мизансцены, сценич. движение). В сер. 19 в. пекинская муз. драма превратилась в общенац. форму кит. традиц. т-ра, наиболее популярными труппами к-рого были Сыда хойбань (4 большие труппы аньхойской школы), дававшие спектакли в разл. театр. помещениях (по 3-4 дня в каждом); самые известные актёры выступали при дворе. В нач. 20 в. открылась 1-я студия актёрского мастерства Силяньчэн (позднее наз. Фуляньчэн; в ней учились знаменитые кит. актёры Мэй Лань-фан и Чжоу Синь-фан), её выпускники дебютировали в 1904.
После событий "4 мая" (1919) представители прогрессивно настроенных молодых музыкантов (среди них Си Син-хай) стали обучаться в консерваториях стран Европы; комп. Сяо Ю-мэй организовал в Пекинском ун-те спец. муз. отделение, где занимались по программам европ. муз. уч. заведений. В 1927 Цай Юань-пэй и Сяо Ю-мэй основали Пекинскую консерваторию (работала до 1937) и симф. оркестр европ. типа (рук. Сяо Ю-мэй; ввёл в муз. практику европ. нотацию). В 30-е гг. в П. создавались хор. об-ва для пропаганды популярных в то время массовых революц. и боевых (б. ч. антияпон.) песен; в 1932 Не Эр и Люй Цзи сформировали революц. группу музыкантов-песенников.
После образования КНР (1949) муз. жизнь П. стала развиваться более организованно. 23 VII 1949 создана Всекит. ассоциация лит-ры и иск-ва (президент Го Мо-жо), в 1953 из неё выделился Союз китайских музыкантов (председатель Люй Цзи), руководивший муз. жизнью КНР. В П. работали: комп. и скрипач Ma Сы-цун (во время "культурной революции" покинул КНР), комп. и теоретик Люй Цзи, скрипач и дирижёр Хэ Ши-дэ, дирижёр Ли Дэ-лунь, пианисты Лю Ши-кунь, Фу Цун. В нач. 50-х гг. был осн. Н.-и. ин-т традиц. т-ра (рук. Мэй Лань-фан) и Пекинское уч-ще традиц. т-ра сицюй.
В 50-60-е гг. в разл. жанрах традиц. муз. драмы с разнообразными формами песенного, муз. и танц. иск-ва выступали многочисл. проф. и самодеят. муз. коллективы. Работало ок. 30 т-ров — "Шоуду", "Тянь-цяо", "Жэньминь", Летний муз. т-р и др., ок. 40 конц. залов и открытых эстрад. В 1952 в П. проходил 1-й Всекит. смотр т-ра и драмы, на к-ром было показано — 150 пьес 23 видов классич. т-ра. В 1953 в П. организован Центр. экспериментальный т-р, сочетавший нац. и европ. муз. традиции ("Седая девушка" Ma Кэ и Чжан Лу). Среди опер, пост. этим т-ром,- "Лю Ху-лань" комп. Чэн Цзы Мао Юаня, Гэ Гуан-жуя и др., а также балет "Волшебный фонарь", соединявший элементы нац. и зап.-европ. хореографии. Здесь ставились оперы и балеты классич. европ. репертуара. В 1961 в П. был открыт Центр. концертный зал; исполнялись зап.-европ. и рус. классич. произв., а также соч. сов. композиторов. В нач. 1960-х гг. в П. была переведена из Тянь-цзина Центр. консерватория, к-рую до "культурной революции" возглавлял Ma Сы-цун. При консерватории продолжал работать созданный в 1954 Ин-т по изучению нар. музыки, к-рый организовывал фольклорные экспедиции, ведал исследованием и публикацией нар. мелодий (рук. Хэ Лу-тин и Ma Кэ). Во время "культурной революции" (2-я пол. 60-х гг.) были закрыты т-ры и конц. залы, запрещены спектакли традиц. муз. драмы и постановки заруб. муз.-сценич. произведений. Ставились лишь "образцовые" 5 пьес цзинцзюй (см. Китайская музыка).
С нач. 70-х гг. театр.-конц. жизнь в П. несколько оживилась: открылись нек-рые муз. уч. заведения, появились театр. и муз. коллективы (ок. 20), были поставлены новые спектакли, исполнялись произв. для фп. (коллективные переработки симф. соч.). В сер. 70-х гг. в П. выступали кит. труппа пекинской муз. драмы, Центр. филармонич. оркестр, Муз.-танц. коллектив Центр. ин-та национальностей и др. В 1974 Шанхайский симф. оркестр исполнил в П. новую коллективную симфонию "Взятие горы Вэйхушань" (по мотивам одноим. "образцового спектакля"). В 1974 в П. проходили смотры спектаклей по произв. разл. местных жанров.
Литература: Шнеерсон Г., Музыкальная культура Китая, М., 1952; Виноградов В., Музыка в Китайской Народной Республике, М., 1959; Друскин М., О китайском музыкальном театре, в его кн.: История и современность, Л., 1960, с. 93-101; Серова С, Пекинская музыкальная драма (сер. XIX — 40-е годы XX в.), М., 1970; Валицкий В., "Культурная революция" в музыке, "СМ", 1970, No 8; Mackerras С. Р., The rise of the Peking opera, Oxf., 1972.
С.А.Серова.