Большая советская энциклопедия
I
Метео́р («Метео́р»)
немецкое экспедиционное судно. Построено в 1915 в Гданьске (Данциге). Водоизмещение 1200 т, длина 71 м, ширина 10,2 м. Парусное вооружение. Оборудовано для метеорологических, гидрологических, биологических исследований. Экспедициями на «М.» проводились первые комплексные океанографические исследования в южной (1925—27) и северной (1928—30, 1933, 1935, 1938) частях Атлантического океана. В 1926 на «М.» была обнаружена максимальная глубина Южно-Сандвичевой впадины (8264 м).
II
Метео́р («Метео́р»)
советская метеорологическая космическая система; ИСЗ «Метеор». Система «М.» включает метеорологический ИСЗ «Метеор», некоторые спутники из серии «Космос», наземные пункты приёма, обработки и распространения метеорологической информации, службы для контроля состояния бортовых систем ИСЗ и управления ими (см. Метеорологический спутник). Система начала функционировать в составе ИСЗ «Космос-144» и «Космос-156», запущенных соответственно 28 февраля и 27 апреля 1967. Система из двух ИСЗ даёт возможность в течение суток получать метеорологическую информацию с половины поверхности планеты. При одновременном нахождении на орбитах нескольких ИСЗ в значительной степени усложняются задачи управления ими и системой в целом. Для нормального функционирования «М.» необходимо при прохождении каждого из метеорологических ИСЗ над пунктом приёма в короткие сроки обрабатывать телеметрическую информацию, которая содержит метеорологические данные и сведения о работе бортовой аппаратуры. Эта информация вводится в быстродействующие ЭВМ, которые практически сразу после окончания связи со спутником заканчивают обработку всех телеметрических данных, редактируют их и выдают в форме, удобной для использования (в виде графиков, карт и т.д.). Эти материалы быстро доводятся до метеорологических учреждений внутри страны и за рубежом. «М.» существенно повышает надёжность прогнозов погоды, позволяет обнаруживать мощные циклоны и тайфуны в океанах, выбирать оптимальные маршруты для торгового и рыболовного флота, определять границы ледового покрова в арктических областях, включая Северный морской путь, получать сведения об областях устойчивых осадков (для сельского хозяйства) и т.п. Информация с «М.» важна для разработки теории общей циркуляции атмосферы и создания надёжной методики долгосрочных прогнозов погоды.
Г. А. Назаров.