Советская историческая энциклопедия
1.
город, ц. Курганской обл. РСФСР. Расположен на лев. берегу р. Тобол. Пром. центр. Ж.-д. узел. На 1 янв. 1964 (оценка) — 191 т. ж. (в 1897 — 10 т. ж., в 1923 — 22 т. ж., в 1939 — 53 т. ж., в 1959 — 146 т. ж.). Осн. в сер. 17 в. как слобода близ огромного кургана (отсюда позднее назв. — Курганская слобода). В 1782 переименована в город К. Через К. шла обширная торговля с.-х. продуктами. Имелась мелкая пром-сть по переработке с.-х. сырья. За годы социалистич. строительства К. вырос в один из крупных центров пром-сти и культуры в Сибири. В городе крупные з-ды с.-х. машин ("Уралсельмаш" и "Кургансельмаш"), автобусный, химич. машиностроения, арматурный, деревообр. станков, дорожных машин, железобетонных конструкций, электромеханич. и мн. др. С.-х., пед. ин-ты. Краеведческий музей.
2.
(тюрк.) — насыпь над древней могилой, в отдельных случаях — занесенный землей развал сложных и многообразных погребальных сооружений, деревянных, каменных или земляных. В сев.-зап. областях РСФСР население называет К. сопками и литовскими могилами, в Поволжье — марами. В Зап. Европе они называются: barrow (англ.), tumulus (франц. и в наст. время вышедшее из употребления англ.), Hügelgrab (нем.), mohyla (чеш.) и т. п. Древнейшие К. появились в позднем неолите и энеолите (4-3-е тыс. до н. э.) в каспийско-черноморских степях (К. древнеямной культуры), в Предкавказье (К. Майкопской культуры) и Закавказье (Куро-Аракский энеолит). Во 2-й пол. 3-го тыс. до н. э. К. распространяются в М. Азии, на Балканах, в Центр. Европе. В более поздние периоды К. получают широкое распространение и известны на всех континентах, кроме Австралии. В ряде областей (в Вост. и Сев. Европе, Центр. Азии и др.) К. сооружаются вплоть до позднего средневековья. К. чаще всего бывают полушаровидной формы, но иногда имеют овальное или прямоугольное основание. Размеры курганов различны: от 0,3-0,6 м. выс. при диаметре 3-4 м. до 20 и более м. выс. при диаметре св. 100 м. Т. н. длинные курганы имеют вид вытянутых в длину насыпей, выраставших по мере захоронения умерших членов одного родового коллектива. Вокруг оснований К. бывают рвы. К. насыпались как над вырытыми в земле могилами, так и над захоронениями, произведенными на поверхности земли. Могилы под К. имеют различное устройство: в них сооружались склепы, катакомбы, деревянные срубы и т. п. Под насыпью К., кроме могил, бывают разные дополнительные сооружения — оградки из камней, кам., кирпичные или глинобитные стены и своды. При обряде трупосожжения умерших сжигали или на месте насыпи К., или на стороне, а под К. хоронили сожженный прах. Известны К., единовременно насыпанные над большими родовыми кладбищами с правильным взаиморасположением могил (концентрич. кругами, рядами и т. д.). Кроме осн. погребений, для к-рых возводился К., в насыпях встречаются т. н. "впускные" захоронения, произведенные в позднейшее время. Иногда, напр., в новгородских К., т. н. сопках 6-7 вв. и более позднего времени, в к-рых последовательно погребались останки сожженных покойников, каждое из последующих захоронений сопровождалось подсыпкой земли, увеличивавшей высоту К. В насыпи К. нередко находят остатки тризны (поминок по покойнику): угли от костра, кости животных, посуду и т. д. Почти всегда в могилу ставили различную утварь, клали пищу, оружие, а у нек-рых народов тут же или в особых помещениях под насыпью К. хоронили коней, жен и рабов покойного. К. бывают одиночными, но чаще расположены группами, иногда доходящими до 1000 штук (напр., Гнездовские курганы). По мере развития имуществ. расслоения растет разница между богатыми и бедными погребениями курганных групп. Особенно отличаются своими размерами и богатством К. племенных вождей сер. и кон. 1-го тыс. до н. э. в степной полосе Европ. части СССР (у скифов, меотов), в Юж. Сибири и Монголии. На Руси обычай захоронения в К. прекратился с введением христианства, однако сел. население вплоть до 14 в. продолжало хоронить умерших по старому, языч. обряду.
=====
Лит.: Городцов В. A., Классификация погребений Одесского кургана, в кн.: Отчет Российского исторического музея, (б. м.), 1915; Арциховский А. В., Введение в археологию, 3 изд., М., 1947; Граков Б. M., Скiфи, К., 1947; Киселев С. В., Древняя история Юж. Сибири, М.-Л., 1951; Монгайт А. Л., Археология в СССР, М., 1955; Мерперт Н. Я., Из древнейшей истории Среднего Поволжья, МИА, No 61, М., 1958; Авдусин Д. A., Археологические разведки и раскопки, М., 1959; Руденко С. И., Культура населения Центр. Алтая в скифское время, М.-Л., 1960; Грязнов М. П., Курган как архитектурный памятник, в кн.: Тезисы докладов на заседаниях, посвященных итогам полевых исследований в 1960 г., М., 1961.
=====
А. Л. Монгайт. Москва.