Кун (Kuhn) Томас (р. 1922, США)- историк и теоретик науки, своими работами стимулировавший процесс превращения совр. зап. философии науки в историческую социологию науки. Учился на физическом факультете в Гарварде, с 1958 г. — профессор истории науки; в настоящее время — профессор отделения философии и лингвистики Массачусетского технологического института. Один из редакторов "Международного словаря научных биографий".
Наибольшую известность приобрела его книга "Структура научных революций", в которой выражены основные моменты его философско-социологической концепции развития науки. Своей популярностью эта книга обязана прежде всего понятию "научная революция", созвучному настроениям западной интеллигенции в 60-е гг., т. к. в нем явно просматривается модель политической революции, инкорпорированная в теоретический анализ развития науки и способствовавшая превращению его в социол. анализ. Это понятие с самого начала задавалось не столько как логико-теоретическое, сколько как социально-психологическое или социол. понятие, что предусматривало "отказ научного сообщества от той или иной освященной веками научной теории в пользу другой теории, несовместимой с прежней". Акцент делался на поведении определенной социокультурной группы — "научного сообщества" — в ситуации логической несовместимости двух теорий ("старой" и "новой"), предполагающей, следовательно, не последовательное логическое рассуждение, а психо-"логи-ческий" или социо-"логический" выбор. Научные революции оказывались тем самым выражением разрыва логической последовательности развития "нормальной науки" и последующего "скачка", потребовавшего нелогичного (оппоненты Куна называют его "иррациональным") способа поведения "научного сообщества", напоминающего обращение в новую веру. Т. обр., была радикально поставлена под вопрос концепция "логической реконструкции" истории развития науки, господствовавшая в неопозитивистской философии науки.
Благодаря Куну и его последователям, в сознании историков и теоретиков науки получила права гражданства идея, долгое время пробивавшая себе дорогу лишь на периферии филос.-теоретического исследования науки (гл. обр. в неомарксизме) — идея поиска внетеоретических детерминант развития научного знания, что вызвало кризис философии науки, оказавшейся под угрозой "снятия" ее в социологии науки, выступающей как эмпирическая дисциплина.
Соч.: 1) Структура научных революций. М., 1975. 2) Lakatos S. Falsification and the Metodology of Scientific Research Programmes//Lakatos J. Musgrave A. (eds.). Criticism and the growth of knowledge. Cambridge University Press. 1970.