Новая философская энциклопедия
ИМЯ (в логике) – выражение языка, обозначающее предмет (собственное или единичное имя) или множество (класс) предметов (общее имя), «Платон», «Афины» – это собственные имена, а «человек» и «растение» – имена классов. Имена выполняют две функции: коммуникативную и познавательную. Указывая на объект, имя в то же время представляет его как объект мысли. Отношение между именем и объектом называют отношением именования, которое является предметом логического анализа (см. Именования теория [ИМЕНОВАНИЯ ТЕОРИЯ]). В вопросе о происхождении имен общепринятого мнения не существует, хотя основные позиции определились еще в античности. Так, согласно Платону (Кратил 434 b, 389 d, и др.), «первые имена» рождаются из самих вещей – «подражают вещам». По Аристотелю (Об истолковании, 16 а 26–30), «имена имеют значение в силу соглашения». Особую трудность в объяснении вызывают «общие имена». У Платона значениями общих имен являются «идеи», существующие реально в особом мире. Напр., имя «Человек» обозначает некоторую идею человека, а отдельные люди являются только ее материальным выражением. Аристотель рассматривал значение общего имени как некоторую сущность, содержащуюся в отдельных вещах некоторого класса. В средневековой философии спор о природе общих имен, начатый Платоном и Аристотелем, принял форму спора об универсалиях [УНИВЕРСАЛИИ]между реализмом [РЕАЛИЗМ], номинализмом и концептуализмом [КОНЦЕПТУАЛИЗМ]. Определенный вклад в учение об именах внесли также Т.Гоббс, Дж.С.Милль, Г.Фреге, Б.Рассел, А.Чёрч, Р.Карнап, С.Льюис, П.Флоренский, А.Ф.Лосев и др.
Обозначаемый именем предмет или класс предметов называется объемом (экстенсионалом) понятия, носящего это имя. В терминологии Фреге – Чёрча предмет или класс предметов называется денотатом имени. Совокупность признаков характеризующих данное имя называется его смыслом (интенсионалом [ИНТЕНСИОНАЛ]). В терминологии Фреге-Чёрча – концептом [КОНЦЕПТ]имени. В традиционной логической терминологии совокупность признаков называется содержанием понятия. Эта триада «имя–денотат–концепт» образует т.н. семантический треугольник, в котором имя обозначает свой денотат и выражает свой концепт, т.е. выступает именем для денотата, а не для концепта. Существенным при построении формализованных языков является выполнение требования, согласно которому денотат имени является однозначной функцией его концепта, но не наоборот. Эта необходимо для выделения имен обозначающих один и тот же предмет, но имеющих различный смысл. Напр., имена «Столица России» и «Столица летней олимпиады 1980-го года» имеют различный смысл, фиксируя, в одном случае, политико-географическое положение города, а в другом – место проведения спортивного мероприятия. Однако денотат у этих имен общий – город Москва.
В семантике формальной логики предложение также может рассматриваться в качестве имени. Согласно Фреге–Черчу, денотатом предложения является его значение (истина или ложь), а смыслом – содержание выражаемого им суждения. Напр., предложения «Москва – столица России» и «Платон – основатель Академии» имеют, с точки зрения Фреге–Чёрча, один и тот же денотат, поскольку они оба истинны, но различный смысл. Однако в естественном языке могут встречаться предложения, имеющие смысл, но не имеющие денотата. Напр., «Земля – планета, расположенная между Марсом и Юпитером». Построение формализованных языков позволяет избежать введения подобных имен. Отношения, связанные с именами, исследуются в семантике [СЕМАНТИКА]и семиотике [СЕМИОТИКА].
Литература:
1. Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959;
2. Чёрч А. Введение в математическую логику, т. 1. M., 1960.
А.Н.Павленко