Малый академический словарь

и

1)

нескл., ср.

Название девятой буквы русского алфавита.

- „И“ восьмеричное

- „И“ десятеричное

- „И“ краткое

- ставить точку (точки) над „и“; ставить точки на „и“

2)

союз.

I. соединительный.

1.

Употребляется для соединения однородных членов предложения и предложений, представляющих собой однородные сообщения.

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. Тургенев, Бежин луг.

Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. М. Горький, Челкаш.

Сначала он дал ей [Каштанке] хлеба и зеленую корочку сыра, потом кусочек мяса. Чехов, Каштанка.

Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца. Пушкин, Барышня-крестьянка.

Когда дождик прошел и все вокруг засверкало, мы --- вышли из леса. М. Пришвин, Лесной хозяин.

||

Соединяет слова, которые повторяются для усиления значения или для выражения длительности действия, обозначаемого повторяемым глаголом, или для выражения интенсивности проявления признака, качества, а также чрезмерного изобилия, количества чего-л.

Стоит и стоит перед глазами. Дни короче и короче!

Метель становилась сильнее и сильнее. Л. Толстой, Метель.

Кругом до самого горизонта тянулась степь и степь, — ровная, неподвижная, залитая горячим солнцем. Вересаев, В степи.

А женщина все говорила и

говорила о своих несчастьях. Симонов, Дни и ночи.

||

Соединяя два слова, образует сочетание, выражающее единое понятие, или сочетание со значением охвата, объединения предметов, явлений и т. п. какого-л. ряда.

Фабрики и заводы. Встречный и поперечный. Стыд и срам. Старые и малые. Целиком и полностью. Туда и сюда.

Заматерелые сосны, с бледно-желтыми стволами, --- высоко поднимали там и сям свои одинокие верхушки. Тургенев, Затишье.

[Собака] бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Чехов, Каштанка.

Как и все радисты узла, он дневал и ночевал на радиостанции. Горбатов, Дружба.

2.

Соединяет предложения, связанные друг с другом временной последовательностью излагаемых событий.

Мы простились еще раз, и лошади поскакали. Пушкин, Выстрел.

Контракт был подписан, и Галактион принялся за работу. Мамин-Сибиряк, Хлеб.

[Гречка] ловко вскочил в кузов, стукнул шоферу — и грузовик укатил. Панова, Ясный берег.

3.

Соединяет предложения, связанные друг с другом причинно-следственной или условно-следственной зависимостью.

Мало было надежды у бедного Ашик-Кериба получить ее руку — и он стал грустен, как зимнее небо. Лермонтов, Ашик-Кериб.

Стоило Привалову сказать: «скучно», и Сашка придумывал какую-нибудь шутку, чтобы развлечь его. Мамин-Сибиряк, Приваловские миллионы.

Лизу напугал странно постаревший взгляд Веры Никандровны, и она не решилась возражать. Федин, Первые радости.

|

В сочетании со словами: „потому“, „поэтому“, „следовательно“, „вот“ и т. п.

Публика должна сознать свои права на литературу, и тогда литература неуклонно пойдет вперед. Чернышевский, Очерки гоголевского периода русской литературы.

[Гурмыжская:] Он теперь не жених тебе, вы люди посторонние, и, следовательно, вам в одном доме жить нельзя. А. Островский, лес.

О поступке Василя я мог только догадываться и поэтому не мог судить, верно или неверно сейчас поступает Лелюков. Первенцев, Честь смолоду.

4.

Соединяет предложения и члены предложения, представляющие собой противопоставляемые высказывания.

[Чацкий:] Хотел объехать целый свет, И не объехал сотой доли. Грибоедов, Горе от ума.

Он хотел испугать Захара и испугался сам больше его, когда вникнул в практическую сторону вопроса о свадьбе. И. Гончаров, Обломов.

Нести не могу — и несу мою ношу. Хочу ее бросить — и знаю, не брошу! Маяковский, Люблю.

|

В сочетании со словами „все же“, „всё-таки“, „однако“, „тем не менее“ и т. п.

Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Л. Толстой, Война и мир.

[Ольга:] Я не хотела быть начальницей, и все-таки сделалась ею. Чехов, Три сестры.

[Божена:] Это вам давно известно, и однако у вас бывает более веселый вид. Симонов, Под каштанами Праги.

II. перечислительный.

Объединяет отдельные члены в перечислении (может стоять перед каждым перечисляемым членом, в том числе и перед первым).

Стыдно, и горько, и больно было ей. Тургенев, Дворянское гнездо.

[Наталья] с жадностью вслушивалась и в бесхитростные песни жаворонков, и в скрип колодезного журавля, и в шелест напитанного полынной горечью ветра. Шолохов, Тихий Дон.

Я жить хочу, и пить, и есть, Хочу тепла и света. Твардовский, Дом у дороги.

||

При перечислении без союзов употребляется перед последним членом перечисления, замыкая ряд однородных членов.

Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, --- Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. Пушкин, Евгений Онегин.

Заяц перескочил через дорогу, подошел к своей старой норе, выбрал местечко повыше, раскопал снег, лег задом в новую нору, уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами. Л. Толстой, Русак.

III. присоединительный.

1.

Употребляется для присоединения предложений или отдельных членов предложения, развивающих, дополняющих, объясняющих высказанную мысль.

Я мало жил и жил в плену. Лермонтов, Мцыри.

Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их. И какие бы страсти и предприятия могли волновать их? И. Гончаров, Обломов.

[Нина:] В вашей пьесе мало действия, одна только читка. И в пьесе, по-моему, непременно должна быть любовь. Чехов, Чайка.

Люди часто посмеиваются над ним, и справедливо. Панова, Спутники.

2.

Присоединяет предложение, связанное по смыслу со всем предшествующим изложением или с какой-л. ранее изложенной мыслью, а также обобщающее то, что изложено.

И сколько бы ни внушали княгине, что в наше время молодые люди сами должны устраивать свою судьбу, она не могла верить этому. Л. Толстой, Анна Каренина.

И ему опять стали представляться далекие картины его детства. Катаев, Сын полка.

|

В сочетании с частицей „вот“.

И вот, давши барину порядочный оброк, завел ты лавчонку. Гоголь, Мертвые души.

И вот из рядового колхозника Никита стал руководителем. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.

3.

В соединении с предшествующей паузой указывает на внезапность, неожиданность наступления действия, состояния.

Скакун мой призадумался — и прыгнул. Лермонтов, Бэла.

— Товарищ! Где пройти к штабу? — окликнул Мечик, подходя ближе. И узнал Морозку. Фадеев, Разгром.

|

В сочетании с наречием „вдруг“.

Над морем густо висела осенняя ночь. Было тихо. И вдруг в этой тишине раздалась боевая тревога. Новиков-Прибой, Цусима.

4.

Употребляется в начале целого ряда предложений в повествовании (обычно устном), сообщая ему плавность и указывая на последовательную смену событий, явлений.

Едешь, едешь, не перестает эта вечная лесная молвь, и начинает сердце ныть понемногу, и хочется человеку выйти поскорей на простор, на свет, хочется ему вздохнуть полной грудью — и давит его эта пахучая сырость и гниль. Тургенев, Поездка в Полесье.

IV. усилительный.

Употребляется для усиления выразительности в начале вопросительных и восклицательных предложений.

[Фамусов:] Куда ты вышел? Сеней не запер для чего? И как не досмотрел? и как ты не дослышал? Грибоедов, Горе от ума.

Какою задушевною радостью о новом необыкновенном таланте проникнута эта статья! И как в ней много сказано ---! И как верно и метко все в ней сказанное! Чернышевский, Очерки гоголевского периода русской литературы.

Степан даже привскочил, с сердцем ответил: — И чего ты привязался? Шолохов, Тихий Дон.

V. уступительный.

Употребляется в значении, близком к союзу „хотя“; может иметь соотносительные союзы во втором предложении („а“, „да“, „так“, „только“).

Владимир и писал бы оды, Да Ольга не читала их. Пушкин, Евгений Онегин.

[Василиса:] Другая приглянулась? [Пепел:] Не твое дело… И приглянулась — в свахи тебя не позову. М. Горький, На дне.

Тимофей Ильич тяжело вздохнул. — И мой ты сын, а не пойму я тебя. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.

VI. выделительный.

Подчеркивает внутреннюю связь излагаемых событий, явлений; ставится перед сказуемым, по значению приближается к словам: тогда, теперь, наконец, поэтому, так что, соответственно.

Ты говорил, чтобы я делился с тобою своими литературными воспоминаниями. Я и вздумал употребить этот вечер на то, чтоб рассказать тебе что-нибудь из них. Чернышевский, Письмо А. Н. Пыпину, 9 авг. 1885.

[Шишкин:] Старикашка милый! Но — нумизмат! Сует мне под нос разные медяшки ---. Одолел, — сил моих нет! Ну, я ему и говорю: «Послушайте, Викентий Васильевич! А по-моему, все это — ерунда!» М. Горький, Мещане.

||

В соединении с указательными местоимениями, наречиями, частицами усиливает их значение и ставится перед сказуемым: вот… и; так… и; тот… и; это… и и т. п.

Вот это-то письмо я от вас и утаил. Достоевский, Униженные и оскорбленные.

Так именно естествознание и смотрит. --- Это и есть материализм: материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.

Вот тут-то Алексей и совершил промах. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.

||

В соединении со словами, выражающими соответствие случившегося тому, что ожидалось, усиливает их значение.

Тут, возле двери, должен был лежать жернов, знакомый с детства. И верно: жернов лежал на своем месте. Катаев, Я, сын трудового народа…

Взяв в руки голубой конверт, Василий Максимович почему-то сразу решил, что в нем — весть о его семье. Так оно и было. Ажаев, Далеко от Москвы.

- да и…

3)

частица усилит.

1.

Употребляется для усиления значения слова, перед которым стоит, для выделения, подчеркивания его.

— И какая же ты стала слезливая, — сердито сказал Тимофей Ильич. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.

2.

Соответствует по значению частицам: тоже, также.

Будет и на нашей улице праздник. Поговорка.

[Сальери:] Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше. Пушкин, Моцарт и Сальери.

[Чичиков] заглянул и в городской сад. Гоголь, Мертвые души.

3.

Соответствует по значению частице даже.

После ужина Ноздрев сказал Чичикову ---: — Вот тебе постель! Не хочу и доброй ночи желать тебе! Гоголь, Мертвые души.

[Лаврецкий] несся по спокойной ночной теплыни, не спуская глаз с доброго молодого лица, слушая молодой и в шепоте звеневший голос. Тургенев, Дворянское гнездо.

Дубов и не подозревал о сложных Морозкиных переживаниях. Фадеев, Разгром.

- (да) и то

- и так

- и то

4)

междом. Обычно произносится удлиненно (и-и, и-и-и). разг.

1. (ставится в начале реплики).

Выражает несогласие со словами собеседника, возражение ему.

[Ксения:] Милый мой жених, --- вечно по тебе буду плакать. [Мамка:] И, царевна! девица плачет, что роса падет; взойдет солнце, росу высушит. Пушкин, Борис Годунов.

— Да страшно, Виктор Александрыч. — И-и, какой вздор, моя любезная. Тургенев, Свидание.

[Атуева:] И, полноте, батюшка, пустяки выдумывать! Сухово-Кобылин, Свадьба Кречинского.

2.

Употребляется как эмоциональное выражение высокой степени чего-л.

— Я сколько мучения приняла, Верочка, и-и-и, и-и-и, сколько! Чернышевский, Что делать?

— Ему давно бы в Сибири быть… — Как так? — Да так! Таких делов наделал… и-и-и! Григорович, Переселенцы.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте