Большая советская энциклопедия

Фуко

I

Фуко́ (Foucault)

Жан Бернар Леон (18.9.1819, Париж, — 11.2.1868, там же), французский физик, член Парижской АН (1865). Получив медицинское образование, увлекся экспериментальной физикой. С 1845 был редактором научного отдела «Journal des Débats», с 1855 физик Парижской обсерватории, с 1862 член Бюро долгот в Париже. В 1844—47 работал совместно с А. И. Л. Физо. По предложению Ф. Араго произвёл сравнительные измерения скорости света в воде и воздухе методом быстро вращающегося зеркала (1850), окончательно подтвердившие волновую теорию света. В 1850 экспериментально доказал и в 1851 с помощью 67-метрового маятника наглядно показал вращение Земли вокруг оси (Фуко маятник). Впервые обратил внимание на нагревание металлических тел при их быстром вращении в магнитном поле (Вихревые токи Фуко). Построил поляризационную призму, пригодную для работы в ультрафиолетовой области спектра, фотометр, гироскоп, регулятор для дуговой электрической лампы и др. приборы. Член-корреспондент Петербургской АН (1860), член Берлинской АН, Лондонского королевского общества.

Лит.: Lissajous J. A., Notice historique sur la vie et les travaux de Léon Foucault, в кн.: Recueil des travaux scientifiques de Léon Foucault, v. 1—2, P., 1875; Gilbert P., Léon Foucault, sa vie et son oeuvre scientifique, Brux., [1879]; Льоцци М., История физики, пер. с итал., М., 1970.

И. Д. Рожанский.

Ж. Б. Л. Фуко.

II

Фуко́ (Foucault)

Мишель Поль (р. 15.10.1926, Пуатье), французский философ, историк и теоретик культуры, один из представителей французского Структурализма. Преподавал философию в университетах Клермон-Феррана и Парижа; с 1970 — в Коллеж де Франс. Основная тема работ Ф. — анализ культурно-исторических образований (в его терминологии — эпистем). В истории западноевропейской культуры нового времени Ф. выделяет («Слова и вещи», 1966) три таких эпистемы: ренессансную, классический рационализм и современную. Качественная характеристика той или иной эпистемы зависит, согласно Ф., от соотношения «слов» и «вещей», которое определяет мировоззренческие установки, способы познавательного и практического действия людей в данный культурно-исторический период. Разница между эпистемами в структуре их организации; одно и то же понятие имеет в разных эпистемах разный смысл; переходы между ними скачкообразны. Дисциплину, изучающую эти системы мыслительных установок, Ф. называет «археологией знания»; вычленению её методологических принципов посвящена одноимённая работа Ф., в которой поставлен вопрос о связи исторического исследования научного знания с анализом общественных формаций. Ф. в своей концепции показывает историческую ограниченность буржуазной культуры нового времени. Однако Ф. не соотносит смену эпистем с диалектикой социальных процессов; это ограничивает его исследования рамками частных аспектов социальных взаимодействий. Таковы, в частности, и работы Ф. по истории психиатрии, медицины. Оказал влияние на французскую ветвь «новой критики (См. Новая критика)», опирающуюся на журнал «Тель кель».

Соч.: Folie et déraison. Histoire de la folie à l'âge classique, P., 1961; Naissance de la clinique. P., 1963; Raymond Roussel, P., 1963; L'arehéologie du savoir, P., 1969; L'ordre du discours. P., 1971; Surveilleret punir, P., 1975; La volonté du savoir, P., 1976; в рус. пер. — Слова и вещи. Археология гуманитарных наук, М., 1977.

Лит.: Автономова Н. С., Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках, М., 1977; Сахарова Т. А., От философии существования к структурализму, М., 1974; Guedez А., Foucault, P., 1972; Lecourt D., Pour une critique de l'épistémologie. Bachelard. Canguilhem, Foucault, P., 1972.

Н. С. Автономова.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте