Большая советская энциклопедия

Ермак

I

Ерма́к

Тимофеевич (г. рождения неизвестен — умер 6.8.1585), казачий атаман, предводитель похода в Сибирь, положившего начало присоединению Сибири к России и её освоению. Купцы и промышленники Строгановы в 1558 получили первую жалованную грамоту на «камские изобильные места», в 1574 — на земли за Уралом по рр. Тура, Тобол и разрешение строить крепости на Оби и Иртыше. Около 1577 Строгановы пригласили Е. с отрядом для охраны своих владений от нападений сибирского хана Кучума.

В 1579 или 1581 Е. начал поход в глубь Сибири. После ряда побед над войсками Сибирского ханства отряд Е. в 3-дневном сражении (23—25 октября 1582) на берегу Иртыша на мысе Подчуваш разбил главные силы Кучума, остатки которых откочевали в степь. Отряд Е. 26 октября занял столицу Сибирского ханства — Кашлык (в 17 км от Тобольска). Однако Кучум всё ещё сохранял значительные военные силы. В ночь на 6 августа 1585 Кучум неожиданно напал на отряд Е. и уничтожил его. Раненый, Е. пытался переплыть приток Иртыша р. Вагай, но из-за тяжёлой кольчуги утонул. Остатки его дружины под командой М. Мещеряка отступили из Кашлыка. Часть отряда Е. осталась зимовать в Обском городке. О Е. ещё в 16 в. были сложены песни, впоследствии его образ привлекал внимание многих писателей и художников.

Лит.: Бахрушин С. В., Очерки по истории колонизации Сибири в XVI— XVII вв., в кн.: Научные труды, т. 3, ч. 1, М., 1955; История Сибири с древнейших времен до наших дней, т.2, Л., 1968.

А. И. Копылов.

II

Ерма́к

город (до 1961 — село) в Павлодарской области Казахской ССР. Пристань на р. Иртыш, в 33 км выше Павлодара. Конечная станция ж.-д. ветки (21 км) от линии Павлодар — Целиноград. 28 тыс. жителей (1970). Заводы: ферросплавов, металлоконструкций, железобетонных изделий; Ермаковская ГРЭС. Общетехнический факультет Павлодарского индустриального института, техникум физической культуры, культурно-просветительское и медицинское училища. Близ Е. берёт начало канал Иртыш — Караганда.

III

Ерма́к («Ерма́к»,)

ледокол Арктического флота СССР, назван в честь казачьего атамана Ермака Тимофеевича. Водоизмещение 8730 т, длина 97,5 м, ширина 21,6 м. Построен в Ньюкасле (Великобритания); вступил в строй в 1899. Идея создания «Е.» и руководство составлением технического задания и его постройкой принадлежали С. О. Макарову. «Е.» был первым в мире ледоколом, способным форсировать тяжёлые льды и обеспечивать безопасную проводку судов. Летом 1899 совершил первое плавание в Арктику под командованием С. О. Макарова, достигнув 81°28’ с. ш.; за первые 12 лет провёл в Финском заливе свыше 1000 судов. Участвовал в Ледовом походе Балтийского флота 1918 (См. Ледовый поход Балтийского флота 1918). С 30-х гг. проводил большую работу в различных районах Северного Ледовитого океана, в феврале 1938 участвовал в снятии с льдины экипажа станции «Северный полюс» во главе с И. Д. Папаниным. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал плавание судов через льды на Балтике. Награжден орденом Ленина (1949). Выведен из эксплуатации в 1963.

«Ермак» во льдах.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте