Рус. нар. струнный щипковый инструмент. Самые ранние сведения о Б. относятся к 1715. Корпус народной балалайки деревянный, обычно треугольный, склеенный из отд. сегментов, иногда овальной или полусферич. формы, долблёный. Гриф длинный со слегка отогнутой назад лопатообразной головкой. Дека тонкая, плоская с одним круглым резонаторным отверстием или несколькими, расположенными звездообразно. На шейке навязано 5 жильных ладов, дающих диатонич. звукоряд. Струн 3; сначала применялись жильные струны, позднее — металлические. Вторая и третья струны настраиваются в унисон, первая — на кварту выше. Иногда употреблялись и др. строи: квартовый ("разлад"), кварто-квинтовый, мажорное и минорное трезвучия (т. н. "гитарный" строй). Звук извлекается бряцанием указательным пальцем правой руки по всем струнам сверху вниз и обратно (осн. приём) и защипыванием отд. струн (гл. обр. первой). Изредка на отд. аккордах применяется т. н. "дробь" — бряцание четырьмя пальцами. Звучит Б. негромко, но звонко. Использовалась в качестве сольного, а также ансамблевого инструмента и для аккомпанемента пению. На Б. исполняли нар. песни, преим. "частые" (т. е. быстрые), танцы, небольшие инстр. пьесы.
В 18-19 и нач. 20 вв. Б. была одним из самых распространённых нар. инструментов, о чём свидетельствуют многочисл. песни, сказки, пословицы, а также изображения Б. на лубочных картинках и др. В числе балалаечников-виртуозов этого времени проф. музыканты и любители — Е. И. Хандошкин (1747-1804), М. Г. Хрунов (кон. 18 — нач. 19 вв.), В. И. Радивилов (1805-63), Н. В. Лавров (1805-40).
В 1880-х гг. по указаниям В. В. Андреева Б. была усовершенствована инстр. мастерами Ф. С. Пасербским и позднее С. И. Налимовым. Корпус её приобрёл лучшие резонансные свойства, навязные лады были заменены врезанными, расположенными по ступеням хроматич. гаммы. Усовершенствованная Б. по сравнению с народной имеет корпус бульших размеров и более короткую шейку (общая длина 600-700 мм). При участии Андреева Пасербским было создано семейство Б. новой конструкции — дискант, пикколо, прима, секунда, альт, тенор, бас и контрабас. Эти инструменты, за исключением дисканта и тенора не получившие распространения, составили основу оркестра рус. нар. инструментов. К 1896 для всех инструментов семейства Б. был установлен квартовый строй. Первым исполнит. объединением балалаечников явился осн. в 1887 в Петербурге "Кружок любителей игры на балалайках" (в 1896 преобразован в Великорусский оркестр). С этого времени старая народная Б. начала выходить из употребления. Выдающиеся исполнители на усовершенствованной Б. — В. В. Андреев, B. C. Трояновский (1883-1951), Н. П. Осипов (1901-45), среди современных виртуозов — Е. Г. Авксентьев, П. И. Нечепоренко, М. P. Рожков. Имеются многочисленные школы игры на Б. — П. К. Селивёрстова (СПБ, 1887), И. Деккер-Шенка (СПБ, 1892), В. В. Андреева (СПБ, 1894, 1905), Б. Бабкина (СПБ, 1895, 1900), Вл. Носова (СПБ, 1905) и др.
В сов. время для Б. создан ряд крупных художеств. произв. — концерты с оркестром С. Н. Василенко, Ю. Н. Шишакова, Н. С. Речменского, фантазия "На посиделках" М. И. Ипполитова-Иванова, сюита С. Н. Василенко, вариации Н. П. Будашкина и др. В музыкальных школах, уч-щах и консерваториях существуют классы игры на Б.
Литература: Pаминцын А. С., Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа, СПБ, 1891; Бабкин В., Балалайка. Очерки истории её развития и усовершенствования, "РМГ", 1896, No 6-7, 9; Привалов Н. И., Тамбуровидные музыкальные инструменты русского народа, "Известия Петербургского общества музыкальных собраний", 1905, вып. 6; Алексеев И. Д., Методика преподавания игры на балалайке, М., 1960; Соколов Ф. В., Русская народная балалайка, М., 1962.
К. А. Вертков.