Осуществляемая с помощью специальных технич. устройств фиксация звуковых колебаний (речи, музыки, шумов) на звуконосителе, позволяющая воспроизводить записанное. Реальная возможность З. появилась с 1688, когда нем. ученым Г. К. Шельхаммером было установлено, что звук представляет собой колебания воздуха. Первые опыты З. запечатлевали звуковые колебания, но не обеспечивали их воспроизведения. Звуковые колебания обычно улавливались мембраной и от нее передавались штифту (игле), оставлявшему волнообразный след на двигавшейся закопченной поверхности (Т. Юнг в Англии, 1807; Л. Скотт во Франции и R. Кениг в Германии, 1857). Первый аппарат для З., позволявший воспроизводить записанное, был разработан Т. А. Эдисоном (США, 1876) и независимо от него Ш. Кро (Франция, 1877). Он получил название фонографа. Запись осуществлялась иглой, укреплённой на мембране с рупором, носителем записи служила сначала станиоль, закреплённая на вращавшемся цилиндре, а затем восковой валик. З. подобного типа, в к-рой звуковой след, или фонограмма, получается с помощью механич. воздействия на материал носителя (резание, выдавливание), называется механической. Первоначально применялась глубинная запись (с канавкой переменной глубины), позднее (с 1886) стала использоваться и поперечная запись (с извилистой канавкой неизменной глубины). Воспроизведение осуществлялось с помощью того же прибора. Существ. недостатками фонографа были низкое качество и относит. краткость записи, а также невозможность размножения записанного. Следующим этапом механич. З. явилась запись на диске (Э. Берлинер, США, 1888), первоначально металлическом, затем покрытом воском, наконец, пластмассовом. Этот способ З. позволил в массовых масштабах размножать записи; диски с записями получили название граммофонных пластинок (грампластинок). Для этого гальванопластич. путём изготовлялась металлич. обратная копия записи, к-рая затем использовалась как штамп при изготовлении грампластинок из соответств. пластичного в разогретом состоянии материала. С 1925 запись стала производиться с применением преобразования звуковых колебаний в электрические, к-рые усиливались с помощью электронных устройств и лишь после этого превращались в механич. колебания резца; это значительно улучшило качество записей. Дальнейшие успехи в этой области связаны с совершенствованием техники З., изобретением т.н. долгоиграющих и стереофонич. грампластинок (см. Граммофонная пластинка, Стереофония). Проигрывание грампластинок вначале производилось с помощью граммофона и патефона; с 30-х гг. 20 в. на смену им пришёл электропроигрыватель (электрофон, радиола). Грампластинки остаются самым массовым видом З.
Возможна механич. З. на киноплёнке. Аппаратура для такой З. была разработана в 1927 А. Ф. Шориным в СССР ("шоринофон") — сначала для озвучивания кинофильма, а затем и для записи музыки и речи; по ширине киноплёнки помещались 60 звуковых дорожек, что при длине плёнки в 300 м позволяло вести запись в течение 3-8 часов.
Наряду с механич. записью широкое применение находит магнитная З. Магнитная З. и её воспроизведение основаны на использовании остаточного магнетизма в ферромагнитном материале, передвигающемся в переменном магнитном поле. При магнитной З. звуковые колебания преобразуются в электрические. Последние после усиления подаются на записывающую головку, полюса к-рой создают сосредоточенное магнитное поле на двигающемся магнитоносителе, образуя на нём остаточную магнитную дорожку, соответствующую записываемым звукам. Когда такой носитель с записью проходит мимо звуковоспроизводящей головки, в её обмотке индуктируется переменное электрич. напряжение, преобразуемое после усиления в звуковые колебания, аналогичные записывавшимся. Первый опыт магнитной З. относится к 1888 (О. Смит, США), однако аппараты магнитной записи, пригодные для массового производства, были созданы лишь в сер. 30-х гг. 20 в. Они получили название магнитофонов. Запись в них производится на спец. ленте, покрытой с одной стороны слоем порошка из способного намагничиваться и сохранять магнитные свойства материала (окись железа, магнезит) или же (в портативных моделях) на тонкой проволоке из магнитного сплава. Запись на магнитофонной ленте может проигрываться многократно, но может быть и стёрта. Магнитная З. позволяет получать записи очень высокого качества, в т.ч. и стереофонические, переписывать их, подвергать разл. преобразованиям, применять наложение нескольких разл. записей (применяются в произведениях т.н. электронной музыки) и т.п. Как правило, записи для грампластинок первоначально производятся на магнитную ленту.
Пользуется распространением также оптическая, или фотографическая, З., гл. обр. в кинотехнике. По краю киноленты оптич. способом фиксируется звуковая дорожка, на которой звуковые колебания запечатлены в виде колебаний плотности (степени почернения светочувствит. слоя) или в виде колебания ширины прозрачной части дорожки. При воспроизведении через звуковую дорожку пропускается луч света, к-рый падает на фотоэлемент или фотосопротивление; колебания его освещённости превращаются в электрич. колебания, а последние — в звуковые. В период, когда магнитная З. не вошла ещё в обиход, оптич. З. применялась и для фиксации муз. произведений на радио.
Особый вид оптич. З. — З. на киноплёнке с применением звукооптич. модулятора, основанного на эффекте. Керра. Такая З. была осуществлена в 1927 в СССР П. Г. Тагером.
Литература: Фурдуев В. В., Электроакустика, М.-Л., 1948; Парфентьев A., Физика и техника звукозаписи кинофильма, М., 1948; Шорин А. Ф., Как экран стал говорящим, M., 1949; Охотников В. Д., В мире застывших звуков, М.-Л., 1951; Бургов В. A., Основы записи и воспроизведения звука, М., 1954; Глухов В. И. и Куракин А. Т., Техника озвучания фильма, М., I960; Дрейзен И. Г., Электроакустика и звуковое вещание, М., 1961; Панфилов Н., Звук в фильме, М., 1963, 1968; Аполлонова Л. П. и Шумова Н. Д., Механическая звукозапись, М.-Л., 1964; Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запёчатлённого звука, М., 1964; Корольков В. Г., Электрические схемы магнитофонов, М., 1969; Мелик-Степанян А. М., Звукозаписывающая аппаратура, Л., 1972; Меерзон Б. Я., Основы электроакустики и магнитная запись звука, М., 1973; Feddersen W. F.,. Sanеаl Т. Т., Teas D. С. und Feldhaus F. M., Zur Entstehunsgeschichte der Sprechmaschine und Schallplatte. Festschrift С. Lindstrцm A. G., hrsg. von A. Guttmann, В., 1929; Meyer Е., Schallplatten- und Magnettotechnik, в кн.: Handbuch der Experimentalphysik, hrsg. von W. Wien und F. Harms, Bd 17, Tl. 2, Lpz., 1934; Read O., The recording and reproduction of sound, Indianapolis (Minnesota), 1949, 1952; Reichardt W., Grundlagen der Elektroakustik, Lpz., 1952, 1968; Bьrck W., Grundlagen der praktischen Electroakustik, (Mindelheim, 1953); Winkel Fr., Schallaufzeichnung, в кн.: Handbuch fьr Hochfrequenz- und Electro-Techniker, Bd 2, hrsg. von C. Rint. В., (1953); Bergtold Fr., Moderne Schallplattentechnik, Mьnch., 1954, 2 1959 (Radio-Praktiker-Bucherei 63/65a); Sutaner H., Schallplatte und Tonband, Lpz., 1954; Spratt H. G. M., Magnetic tape recording, L., 1958; Snel D. A., Magnetische Tonaufzeichnung, (Eindhoven), 1962; Reineсke H. P., Stereo-Akustik, Kцln, 1966; Burnett E., Magnetic recording of acustic data on audiofrequency tape, Wash., 1972. См. также лит. при статьях Граммофон, Граммофонная пластинка, Магнитофон, Стереофония, Электрофон.
Л. С. Термен.