Большая советская энциклопедия
Журна́л
Печатное периодическое издание. Как и Газета, Ж. является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых общественных классов, политических партий, организаций. Вместе с тем, как отмечал К. Маркс, Ж. имеет то преимущество перед газетой, что «... он позволяет рассматривать события в более широком плане и останавливаться только на наиболее важном» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 1). С развитием газетной прессы, радиовещания, телевидения, с увеличением объёма и сложности производимой и потребляемой современным обществом информации роль Ж. как средства отбора, анализа и оценки фактического материала существенно возросла.
Термин «Ж.» произошёл от французского слова journal — дневник, газета, которое фигурировало в название ряда первых Ж. на французском языке, когда Ж. ещё не совсем отделился от газеты; ныне за рубежом употребляется лишь в некоторых странах и крайне редко. В иностранных языках понятию Ж. соответствуют: «Magazine» (английское), «Revue» (французское), «Zeitschrift» (немецкое), «Revista» (испанское), «Списание» (болгарское) и т. д.
Ж. различают: 1) по периодичности — еженедельник, своеобразный тип издания, который в условиях бурного роста средств массовой коммуникации (См. Массовая коммуникация) получает преобладающее развитие (недельная периодичность позволяет оперативнее, чем ежемесячная, откликаться на события, и вместе с тем более глубоко и обстоятельно, чем в ежедневной газете, анализировать и оценивать явления текущей действительности); издания, выходящие раз в декаду, раз в 2 недели, ежемесячник, двухмесячник, ежеквартальник, полугодовое издание; 2) по содержанию — общественно-политические, литературно-художественные, производственно-технические, научные отраслевые (см. Астрономические журналы, Биологические журналы, Математические журналы и т. д.), научно-популярные, научно-информационные и реферативные, Библиографические журналы, сатирические, спортивные, Ж. смешанного содержания; 3) по читательскому адресу — предназначенные для определённых категорий читателей (например, Детские и юношеские журналы).
Жанры и формы журнальных материалов зависят от содержания и читательского назначения Ж. Так, массовые общественно-политические и литературно-художественные Ж. используют информационные, публицистические и художественные жанры — обозрения и обзоры на различные темы, статьи, очерки, репортажи, стихи, рассказы, повести, романы (обычно публикуемые с продолжением) и т. п. Всё шире вводятся на страницы таких Ж. материалы развлекательно-познавательного (шахматные задачи, кроссворды, различные конкурсы и т. п.) и прикладного (моды, советы домохозяйкам, рыболовам, садоводам и др.) характера, разнообразный иллюстративный и изобразительный материал (рисунки, карикатуры, фотоэтюды, фотомонтажи, репродукции с картин и т. д.). В научных Ж. преобладают крупные статьи, публикуются также рефераты, аннотации, резюме, хроника научной жизни.
Выбор формата издания и элементов оформления Ж. также определяется его содержанием и читательским назначением.
Массовым Ж. — общественно-политическим и литературно-художественным, научно-популярным, детским и юношеским, женским — присущи, как правило, крупный формат издания (обычно 1/8 доля бумажного листа), яркость и выразительность средств оформления: широкое использование черно-белых и цветных иллюстраций, применение новых шрифтов, лаконичных и броских по рисунку и начертанию.
Историческая справка. Родоначальником Ж. считается «Журналь де Саван» («Journal des sçavans», позже — «Journal des savants»), первый номер которого вышел во Франции 5 января 1665. Он содержал обозрение книг по литературе, философии, естественным наукам, изданных в разных странах Европы. В том же году появился лондонский Ж. подобного типа «Философикал транзекшнс оф Ройял сосайети» («Philosophical Transactions of the Royal Society»). Близкие к ним Ж. возникли вскоре в Италии — «Джорнале деи леттерати» («Giornale de'Letterati», 1668), в Германии — «Акта эрудиторум» («Acta Eruditorum», 1682, на латинском языке) и «Монатсгешпрехе» («Monatsgespräche», 1688, на немецком языке). Однако в большинстве стран Ж. появились в 18 в.: в Испании — «Диарио де лос литератос де Эспанья» («Diario de los literates de Espana», 1737), в США — «Американ мэгэзин» («American Magazine», 1741), в Венгрии — «Мадьяр музеум» («Magyar Museum», 1788) , в России (см. раздел Журнал в России) и т. д. Первые Ж. представляли собой преимущественно обзоры разнообразной литературы (научной, художественной, политической и пр.), в которые вкраплялись новости, относящиеся главным образом к сфере литературы, науки, искусства. Предназначались они для узкого круга читателей.
Журнальная периодика продвинулась далеко вперёд в 19 в., особенно во 2-й половине, одновременно с общим процессом развития капитализма и буржуазной культуры. Глубокие изменения претерпевают методы и средства журнальной пропаганды и информации, стремительно растут тиражи Ж., снижается подписная цена. К концу 19 — началу 20 вв. сложились основные типы Ж., причём наибольшее развитие получил иллюстрированный Ж. смешанного содержания, рассчитанный на самые широкие круги читателей.
По мере углубления социальных противоречий капитализма, роста политической сознательности и организованности пролетариата и распространения идей научного социализма возникли Ж., выступавшие с революционно-пролетарских позиций. Они знаменовали качественно новый этап рабочего движения. К таким Ж. относятся прежде всего журналы К. Маркса и Ф. Энгельса: «Дойч-Францозише Ярбюхер» («Deutsch-Französische Jahrbücher»), один номер которого вышел двумя выпусками в Париже в феврале 1844, и ежемесячник «Нойе Райнише цайтунг. Политиш-экономише ревю» («Neue Rheinische Zeitung. Politisch-Ökonomische Revue»), 6 его номеров были опубликованы в 1850. Во 2-й половине 19 в. появились Ж., связанные с 1-м и 2-м Интернационалом (многие из них стояли на марксистской платформе): «Коммонуэлс» («The Commonwealth», 1866—67) — в Великобритании, «Демократишес вохенблатт» («Demokratisches Wochenblatt», 1868—69), «Фольксштат» («Der Volksstaat», 1869—76), «Нойе цайт» («Die Neue Zeit», 1883—1923) и др. — в Германии, «Ревю сосиалист» («La Revue Socialiste», 1885—1914) — во Франции, «Форботе» («Der Vorbote», 1866—71) — в Швейцарии и др.
Журнал в России. Первым русским Ж. было приложение к правительственной газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728—42, с 1729 название «Примечаний» неоднократно меняется, и Ж. выходит дважды в неделю как приложение к каждому номеру «Ведомостей»). «Примечания» носили характер научно-популярного издания.
В истории русской журналистики период 1702—59 — время становления и развития государственной печати. Более полувека правительство непосредственно и через Академию наук осуществляло руководство журналистикой. В этих условиях и академические «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755—64), став серьёзным научно-популярным и литературным Ж. (здесь печатались В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. М. Херасков и др.), актуальной общественно-политической тематики не затрагивали.
После того как в 1759 было разрешено издавать Ж. частным лицам, общественно-политическая тематика заняла прочное место на страницах русского Ж., и с этой поры более чем на столетие Ж. Приобрели преимущественное значение по сравнению с газетами (остававшимися до начала 19 в. официозными). Среди первых частных журнальных изданий выделяется «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова (1759), положившая начало новому типу Ж. — сатирическому. Стремясь направить критику нравов по пути умеренной «улыбательной» сатиры, императрица Екатерина II стала негласным редактором Ж. «Всякая всячина» (1769—70). В противовес ему появляются новые издания: «Смесь» Л. И. Сичкарева (1769), «Адская почта» Ф. А. Эмина (1769) и др. Но самыми значительными были журналы Н. И. Новикова «Трутень» (1769—70) и «Живописец» (1772—73), в которых он впервые в истории русской журналистики показал ужасы крепостного права, мастерски используя сатиру для разоблачения паразитизма дворянства.
После Крестьянской войны 1773—75 под предводительством Е. И. Пугачева дворянско-крепостническая реакция усилилась, и это не могло не сказаться на печати: тенденция к росту числа изданий сохранилась, но продолжительность их выхода была невелика.
Формирование капиталистического уклада в стране вызвало к жизни специальную периодику: появляются экономические, агрономические, лесоводческие Ж. — «Труды императорского Вольного экономического общества» (1765—1915), «Санкт-Петербургское еженедельное сочинение, касающееся до размножения домостроительства...» (1778), «Сельский житель...» (1778—79), «Экономический магазин» (1780—89), «Журнал о земледелии для Всероссийской империи» (1799). Возникают Ж. в провинции: в Ярославле — «Уединённый пошехонец» (1786), в Тобольске — «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» (1789—91) и др. Начинается дифференциация изданий по читательскому назначению: выходят первый Ж. для детей — московский ежемесячник «Детское чтение для сердца и разума» (1785—89) и три Ж. мод. В «Московском журнале» Н. М. Карамзина (1791—92) впервые было введено чёткое деление материала по разделам (рубрикам).
Самое знаменательное явление в журналистике последней четверти 18 в. — возникновение изданий, ставших прообразом русского общественно-политического Ж. Значит, место в них отводилось социальным проблемам. В зависимости от того, каким было позитивное решение этих проблем, можно определить направления Ж. К правительственному лагерю относились «Собеседник любителей российского слова» (1783—1784), переводной гамбургский «Политический журнал» и некоторые масонские издания. Либералов, стремившихся решить все проблемы путём просветительства, трактовавших свободу вне социальных изменений, представляли «Зеркало света» Ф. О. Туманского (1786—87), «Утренние часы» И. Г. Рахманинова (1788—89), «Московский журнал» и альманахи Карамзина и др. Публицисты, которые ратовали за социальные преобразования, выступали в «Беседующем гражданине» (1789), в сатирических журналах И. А. Крылова «Почта духов» (1789), «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793), в «Санкт-Петербургском журнале» И. П. Пнина и А. Ф. Бестужева (1798). В «Беседующем гражданине» были опубликованы радикальные антикрепостнические статьи — «Беседа о том, что есть сын отечества» А. Н. Радищева и «Учёный гражданин» (без подписи). Журнальная публицистика во 2-й половине 18 в. оформилась в особый род литературного творчества, определив своей основной общественной задачей борьбу с крепостничеством.
В 1-й четверти 19 в. главенство частных Ж. в русской печати закрепляется, несмотря на правительственные преследования вольнодумной прессы. В 1804 была узаконена предварительная цензура, в 1818 последовало запрещение печатать любые высказывания о крепостном праве. Это привело к тому, что в Ж. центр общественной борьбы переместился из публицистики в литературную критику и беллетристику. В начале 19 в. вышло 60 новых Ж. Откровенно реакционными в это время были «Русский вестник» С. Н. Глинки (1808—20), «Чтение в Беседе любителей русского слова» А. С. Шишкова (1811—16), «Отечественные записки» П. П. Свиньина (1818—1830); умеренно-либеральными — «Вестник Европы» при Карамзине (1802—04) и издания карамзинистов («Московский Меркурий» П. И. Макарова, 1803, и др.). Предшественниками декабристских идей выступали Ж. Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, среди которых выделялись «Периодическое издание Вольного общества...» (1804) и «Журнал российской словесности» (1805). Общественный подъём, связанный с Отечественной войной 1812, породил блестящую плеяду журналистов, выражавших идеи декабризма (А. А. Бестужев, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, Н. И. Тургенев и др.). Наибольшее значение в подготовке революционные выступления дворян имели Ж., прямо или косвенно связанные с декабристами: «Сын отечества» Н. И. Греча (с 1812 до разгрома восстания), «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818—25), «Невский зритель» (1820—21), альманахи «Полярная звезда» (1823—25), «Мнемозина» (1824—25), «Русская старина» (1825). В декабристских и близких к ним Ж. печатали свои произведения А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг и др.
После разгрома декабристского восстания 1825 правительство начало жестокую борьбу с прогрессивной журналистикой. Цензурный устав 1828 запретил обсуждение политических вопросов в печати. Журналистам оставалось научно-литературном поприще. Особую роль приобрела литературная критика — только в ней, да и то при помощи «эзопова языка», можно было сказать правдивое слово. С 1825 журналы Ф. В. Булгарина и Н. И. Греча «Сын отечества» и «Северный архив» (объединившийся в 1829 с «Сыном отечества») и их газета «Северная пчела» (единственная частная газета, имевшая право печатать политическую информацию) противостояли всякой прогрессивной мысли. Борьбу с ними начал Пушкин, опубликовав в 1831 памфлеты в «Телескопе» Н. И. Надеждина. Среди Ж. Этого времени самым значительным был «Московский телеграф» Н. А. Полевого (1825—34) — орган буржуазного радикализма. В 1834 в журналистику пришёл В. Г. Белинский. Около 15 лет он являлся крупнейшей фигурой в русской журналистике: 1833—36 сотрудничал в «Телескопе», в 1838—39 был редактором «Московского наблюдателя», в 1839—46 вёл литературно-критический отдел в «Отечественных записках», в 1847— критический отдел «Современника» (основанного А. С. Пушкиным в 1836 и перешедшего после его смерти к П. А. Плетневу, а с 1847 — к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву). В борьбе с реакционным Ж., а также с либеральными изданиями и органами «официальной народности» и славянофильства — «Маяком» (1840—45) и «Москвитянином» (1841—56), передовые журналисты пропагандировали революционно-демократические идеи.
С 1848 начинается время, получившее в истории русской журналистики название «мрачного семилетия». Наступает пора жесточайшего цензурного террора, организованного особым, т. н. бутурлинским, комитетом по наблюдению за печатью.
В связи с новым подъёмом общественного движения после Крымской войны 1853—1856 впервые возникает нелегальная бесцензурная печать. А. И. Герцен, основав в Лондоне Вольную русскую типографию (См. Вольная русская типография), выпускает альманах «Полярная звезда» (1855—62, 1869), а в 1857 приложение к нему — газету «Колокол». В. И. Ленин назвал общедемократическую бесцензурную печать с «Колоколом» Герцена во главе её предшественницей рабочей печати в России (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 25, с. 93).
С обострением в середине 19 в. Классовых противоречий в России возросло влияние революционно-демократической печати. С приходом в «Современник» в 1854 Н. Г. Чернышевского, а затем Н. А. Добролюбова и М. Е. Салтыкова-Щедрина журнал стал властителем дум демократической интеллигенции. В нём отстаивались интересы крестьянства, утверждались материалистические принципы философии и эстетики. Н. Г. Чернышевский писал о журналистике той поры: «эстетические вопросы были... по преимуществу только полем битвы, а предметом борьбы было влияние вообще на умственную жизнь» (Полное собрание соч., т. 3, 1947, с. 25). В годы революционной ситуации 1859—61 «Современник» стал наряду с «Колоколом» центром революционной пропаганды. Добролюбов создал при «Современнике» сатирический отдел — «Свисток» (1859—63), который бичевал реакционеров, разоблачал двойственную позицию либералов, высмеивал сторонников «чистого искусства». В 1860 редактором Ж. «Русское слово» стал Г. Е. Благосветлов, и издание, в котором сотрудничали Д. И. Писарев и Н. В. Шелгунов, примкнуло к лагерю революционных демократов. В этот лагерь входил и сатирический еженедельник В. С. Курочкина и Н. А. Степанова «Искра» (1859—73). О популярности демократических Ж. свидетельствуют их тиражи: тираж «Современника» доходил до 7 тыс. экз., «Искры» — до 10 тыс. экземпляров. Именно в 60-е гг. 19 в. русский Ж. впервые становятся органами определённых политических направлений и превращаются из литературно-критических в общественно-литературные. Необычайно возросло в них значение отделов публицистики, т. к. на волне революционного подъёма удалось вырвать у царизма право писать о политике. После закрытия в 1866 «Современника» и «Русского слова» демократическое направление в журналистике продолжили «Отечественные записки», выходившие с 1868 под редакцией Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и Г. З. Елисеева (с 1878 соредактором Ж. стал Н. К. Михайловский), и «Дело», руководимое Г. Е. Благосветловым (1866—1884). В последней четверти 19 в. в России появляются Ж. народнического направления — «Русское богатство» (1876—1918), «Слово» (1878—81), но основные издания народников выпускаются за границей (см. Вольная русская печать). С запрещением «Отечественных записок» в 1884 демократические литераторы вынуждены были печататься в либеральной периодике: например, в Ж. «Вестник Европы» М. М. Стасюлевича (1866—1918) печатался М. Е. Салтыков-Щедрин, в Ж. «Русская мысль» (1880—1918) — Н. В. Шелгунов, Г. И. Успенский, В. Г. Короленко, А. П. Чехов и др.
Передовая русская интеллигенция привыкла видеть в «толстых» Ж. новинки литературы, публицистические раздумья о животрепещущих проблемах, консультации по многим специальным вопросам, серьёзные научные исследования. Однако с 70-х гг. буржуазная печать всё более и более приобретает коммерческое направление, отказываясь от общественно-значимых проблем, поставляя читателю в основном развлекательное чтение. Появляются «тонкие» иллюстрированные Ж., предназначавшиеся для семейного чтения: «Нива» (1870—1917) — дешёвое издание, достигшее уже к 1890 небывалого в России тиража в 100 тыс. экземпляров, «Родина» (1879—1917), «Огонёк» (1879—83), «Вокруг света» (1885—1917) и др. Наряду с этим русская буржуазия обеспечивает себя серьёзной отраслевой периодикой, поставленной на службу капиталистического предпринимательства: с 1857 стал выходить «Журнал для акционеров», с 1861 — «Промышленность», с 1869 — «Журнал Русского химического общества» и т. д. Развитие науки обусловило появление в конце 19 в. новых отраслевых Ж.: «Вестник естествознания» (1890), «Хирургическая летопись » (1891), «Метеорологический вестник» (1891) и многих др.
С началом пролетарского периода освободительного движения в России возникает рабочая социал-демократическая печать, в том числе и Ж. В марте 1896 в Женеве по инициативе В. И. Ленина и при участии группы «Освобождение труда» выходит первая книжка марксистского непериодического сборника «Работник». В нём публикуется статья В. И. Ленина «Фридрих Энгельс» и листовка «К рабочим и работницам фабрики Торнтона». Выпускается также «Листок ”Работника“», однако в конце 1898 руководство им захватили «экономисты», превратив его в Ж. «Рабочее дело» (1899—1902). Социал-демократическая печать боролась против либерального народничества и его изданий, в частности против Ж. «Русское богатство», который стремился, как отмечал В. И. Ленин, «... парализовать распространение в обществе социал-демократических идей...» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 205). На рубеже 19—20 вв. появились издания «легальных марксистов» — «Новое слово» (1894—97), «Начало» (1899), «Жизнь» (1897—1901). «Легальные марксисты» сотрудничали также в Ж. «Мир божий» (1892—1906), «Научное обозрение» (1894—1903) и др., допускавших, по словам Ленина, марксизм «собственно из моды» на свои страницы (см. там же, т. 46, с. 23). В. И. Ленин использовал некоторые из этих Ж., выступая в них со статьями против народничества и извращения «легальными марксистами» революционной теории. Идеи революционного марксизма пропагандировал научно-политический Ж. «Заря» (1901—02), издававшийся в Штутгарте редакцией газеты «Искра»; в нём публиковались статьи В. И. Ленина, Г. В. Плеханова.
В годы Революции 1905—07 выходил легальный большевистский Ж. «Вестник жизни» (1906—07), в котором сотрудничали В. И. Ленин, М. С. Ольминский, В. В. Воровский, В. Д. Бонч-Бруевич, А. В. Луначарский, И. И. Скворцов-Степанов. Общий революционный подъём сказался на появлении большого количества профессиональных изданий: «Тернии труда» (1906—07), «Булочник» (1906), «Голос ткача» (1906—1907) и др., а также сатирический Ж. — «Жало» (1905), «Жупел» (1905—06), «Пулемёт» (1905—06) и др.
В период Революции 1905—07 и последовавшей затем реакции либерально-буржуазная Ж. «Русская мысль», «Вестник Европы» и др. стали на сторону контрреволюции. Разочарование, пессимизм, увлечение мистикой и идеализмом, охватившие значительную часть русской интеллигенции, нашли отражение в таких изданиях, как «Весы» (1904—09), «Золотое руно» (1906—09), «Аполлон» (1909—17) и др. Снижение общественной значимости Ж. периода реакции привело к широкому распространению массовых изданий бульварно-приключенческого и «семейного» характера — «Синий журнал» (1910—18), «Огонёк» (1908—18) и т. п.
Большевистская печать в годы реакции была почти повсеместно разгромлена. Наладить выпуск Ж. удалось только в период нарастания нового революционного подъёма. В декабре 1910 в Москве начал выходить легальный философский и общественно-экономический Ж. «Мысль», фактическим редактором которого был В. И. Ленин. Большевистское направление Ж. «Мысль» (закрытого в 1911) продолжил Ж. «Просвещение» (1911—14, 1917). Наряду с теоретическим Ж. большевистская партия организует издание массовых рабочих Ж.: «Вопросы страхования» (1913—14 и 1915—18), «Работница» (с 1914) и др. См. Большевистская печать.
В 1913 (в границах СССР до 17 сентября 1939) в России зарегистрировано 1331 журнальное издание, в том числе на русском языке — 1222, на языках др. народов Российской империи — 82, на иностранных языках — 27.
В обстановке начавшейся 1-й мировой войны 1914—18 царское правительство закрыло все легальные большевистские Ж. Шовинистический угар охватил повсеместно буржуазные издания —«Русскую мысль», «Вестник Европы» и др., меньшевистский Ж. «Современный мир» (1906—18). Им противостоял журнал М. Горького «Летопись» (1915—17), занявший антивоенную позицию. После Февральской революции 1917 возобновилось издание большевистских Ж., содействовавших сплочению масс вокруг партии большевиков в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции.
Журнал в СССР. Советская журналистика продолжила традиции революционно-демократической и большевистской печати, поставив своей задачей политическое воспитание и просвещение широких масс трудящихся. Декретом о печати (опубликован 10 ноября 1917) были закрыты органы прессы, выступавшие против Советской власти. В мае 1919 вышел первый номер Ж. «Коммунистический Интернационал», в том же году — «Известия ЦК РКП (б)» (ныне «Партийная жизнь»), в 1920 — Ж. «Вестник агитации и пропаганды» (позднее назывался «Коммунистическая революция»). Появляется ряд литературно-художественных Ж.: «Вестник жизни» (1918—19), «Творчество» (1918—22), «Пламя» (1918—20) и др. В первые годы Советской власти большое распространение получили издания Пролеткульта — «Пролетарская культура» (1918—21), «Горн» (1918—23), «Грядущее» (1918—21) и др.
Окончание Гражданской войны 1918—20 и переход к мирному строительству создали условия для развития советской журналистики. Начинают выходить теоретические и общественно-политические Ж.: «Под знаменем марксизма» (1922—44), «Красная печать» (1921—28), «Журналист» (1922—1933). С 1924 издаётся теоретический и политический журнал ЦК Коммунистической партии «Большевик» (с 1952 — «Коммунист»). Возникают литературно-художественные и общественно-политические «толстые» Ж.: «Красная новь» (1921—42), «Сибирские огни» (с 1922), «Молодая гвардия» (1922—41 и с 1956), «Звезда» и «Октябрь» (оба с 1924), «Новый мир» (с 1925), критико-библиографические Ж. «Печать и революция» (1921—30) и др. Начинают издаваться «тонкие» иллюстрированные Ж. — «Огонёк» (с 1923), «Красная нива» (1923—31), «Прожектор» (1923—35), сатирический Ж. — «Крокодил» (с 1922), «Смехач» (1924—28) и др.; появляются Ж. для детей «Мурзилка», «Пионер» (оба с 1924).
В период нэпа постановлением СНК (12 декабря 1921) были разрешены частные издания, в т. ч. и Ж. Начали выходить Ж. «Россия» (1922—25, в 1926 — «Новая Россия»), «Экономист» (1922, издавался промышленно-экономическим отделом Русского технического общества), «Экономическое возрождение» (1922) и др. Однако эти Ж. проявили себя как контрреволюционные издания и были закрыты Советской властью.
В литературно-художественный Ж. 20-х гг. нашли отражение процесс становления советской литературы, борьба между литературными группировками. Литераторы группировались в основном вокруг Ж. «На посту», «Леф» (оба 1923—25), «Красная новь». В укреплении литературно-художественных Ж. большую роль сыграла Резолюция ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 «О политике партии в области художественной литературы». Вместо Ж. «На посту» начал выходить Ж. «На литературном посту» (1926—32). Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (23 апреля 1932) положило конец раздробленности литературы и открыло перед советской журналистикой широкие перспективы. В постановлении ЦК ВКП (б) «Об издательской работе» (15 августа 1931) особенное внимание обращалось на необходимость чёткой типизации Ж., а также на создание в газетах и Ж. библиографических отделов.
Процесс социалистического переустройства, индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства находили широкое освещение на страницах различных Ж. По инициативе и при участии М. Горького создаются Ж. «Наши достижения» (1929—37), «СССР на стройке» (с 1930, с 1950 — «Советский Союз»), «Колхозник» (1934—39), «За рубежом» (1930—38), «Литературная учёба» (1930—41) и др. Оборонная тематика стала ведущей в новом Ж. «Знамя» (с 1933, вместо выходившего с 1931 Ж. «ЛОКАФ»). Большое значение для развития советской журналистики и критики имело постановление ЦК ВКП (б) «О литературной критике и библиографии» (1940); в соответствии с ним большинство Ж. ввело постоянные отделы критики и библиографии.
В 30-е гг. возникла широкая сеть Ж. в союзных и автономных республиках. В 1937 на языках народов СССР (кроме русского) выходило около 400 партийных, общественно-политических, литературно-художественных, отраслевых и др. Ж.
С началом Великой Отечественной воины 1941—45 число журнальных изданий резко сократилось (с 1822 изданий в 1940 до 350 в 1943). В годы войны широкое распространение получили массовые военные Ж. — «Красноармеец», «Краснофлотец», «Фронтовая иллюстрация» и др.
В послевоенные годы ЦК партии принял ряд решений по вопросам печати, определивших место и роль Ж. в идейной жизни советского общества, в партийной, государственной и хозяйственной работе. Позиции коммунистической идейности в литературе и журналистике утверждало постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» (14 августа 1946).
В середине 50-х гг. появился ряд новых Ж. С 1956 выходит Ж. «Агитатор», с 1957 — «Политическое самообразование», «Вопросы истории КПСС», «Коммунист Вооружённых Сил», «Советы депутатов трудящихся», «Советские профсоюзы», «Советская печать» (с 1967—«Журналист»). Возобновляются Ж. «Иностранная литература» (с 1955, продолжает Ж. «Интернациональная литература», выходивший в 1933—43), «Молодая гвардия» (с 1956), «Подъём» (с 1957); создаются новые литературно-художественные и общественно-политические Ж.: «Нева» (с 1955), «Москва» (с 1957), «Дон» (с 1957), «Урал» (с 1958) и др. Особенно быстрыми темпами растут научные и производственные Ж. В системе научной и технической информации особое место заняли научно-информационные и реферативные издания по различным отраслям науки и техники (см. Реферативный журнал, Экспресс-информация).
Система советских журнальных изданий включает периодические издания — журналы, блокноты агитатора, а также продолжающиеся (т. е. выходящие по мере накопления материала) издания — труды, учёные записки, бюллетени и т. п. Рост их показывает сравнительная статистика (см. табл.).
В 1971 журнальные издания выходили на 44 языках народов СССР и 23 языках народов зарубежных стран. По содержанию выпуск журнальных изданий в 1971 распределялся следующим образом: политические и социально-экономические — 737 изданий, естественнонаучные — 851, технические — 1877, сельскохозяйственные — 513, по культуре, просвещению, науке — 208, по печати и книговедческим дисциплинам — 628, по искусству — 142, издания смешанного содержания — 118 и т. д.; из общего числа изданий выпущено для детей — 41, для молодёжи — 41, для женщин — 39. Наибольшие разовые тиражи (на 1971) имели массовые общественно-политические Ж. — «Политическое самообразование» (1,6 млн. экземпляров), «Агитатор» (около 1,2 млн. экземпляров), «Партийная жизнь» (около 1 млн. экземпляров), «Коммунист» (около 850 тыс. экземпляров); массовые общественно-политические и литературно-художественные Ж. — «Работница» (11,2 млн. экземпляров), «Крестьянка» (свыше 6 млн. экземпляров), «Огонёк» (2 млн. экземпляров), «Юность» (1,8 млн. экземпляров); сатирический Ж. «Крокодил» (5 млн. экземпляров); детские Ж. — «Мурзилка» (свыше 5 млн. экземпляров), «Весёлые картинки» (5,6 млн. экземпляров); научно-популярные Ж. — «Здоровье» (около 10 млн. экземпляров), «Наука и жизнь» (3 млн. экземпляров), «Вокруг света» (св. 2,3 млн. экземпляров).
Выпуск журнальных изданий в СССР
Журнал за рубежом. Современная зарубежная журнальная периодика характеризуется многочисленностью и разнообразием изданий. В некоторых странах (США, Франция и др.) Ж. по уровню распространения превосходят ежедневные газеты.
В социалистических странах Ж. плодотворно служат делу строительства нового общества и являются важным средством политического и культурного воспитания трудящихся. Ведущую роль в системе партийной печати этих стран играют теоретические органы: в Болгарии — «Ново време», в Венгрии — «Таршадальми семле» («Tarsadalmi Szemle»), в ГДР — «Айнхайт» («Einheit»), в ДРВ — «То куок»(«То Quoc»), в КНДР — «Кынноджа», на Кубе — «Куба сосиалиста» («Cuba Socialista»), в МНР — «Намын амъдрал», в Польше — «Нове дроги» («Nowe drogi»), в Румынии — «Лупта де класэ» («Lupta de clasă»), в Чехословакии — «Нова мисль» («Nová mysl»), в Югославии — «Социялизам». Орган ЦК КП Китая «Хун-ци» с середины 60-х гг. выступает в духе маоистской политической линии руководства КПК. Этот курс всецело поддерживается Ж. Албанской партии труда «Руга э партисе» («Rruga е Partise»).
В социалистических странах издаются многочисленные Ж. разных типов: общественно-политические, литературно-художественные, женские, молодёжные, детские, профессиональные, спортивные, научно-технические и т. д.
По данным конца 60-х гг., в Болгарии выходило 647 Ж., в Венгрии 670 периодических изданий (кроме газет), в ГДР 529 Ж.) в Польше 1576 Ж., в Румынии 509 периодических изданий (кроме газет), в Чехословакии 1220 журнальных изданий, в Югославии 1146 Ж. (статистика некоторых стран не выделяет Ж. из общего числа периодических изданий).
В капиталистических странах Ж. находятся в тесной экономической и политической зависимости от крупнейших монополий, которые оказывают давление на Ж., главным образом через рекламу — один из основных источников финансирования буржуазной печати (см. Газетно-журнальные монополии). Многие Ж., выходящие в капиталистических странах, навязывают читателям искажённое представление о социалистическом мире, примитивный стереотип буржуазного мышления.
Наибольшее развитие журнальные издания получили в США, где различают следующие основные типы Ж.: еженедельные «журналы новостей», в которых пропаганда осуществляется главным образом информационными средствами; воскресные приложения к ежедневным газетам; иллюстрированные Ж. (как правило, недельной или двухнедельной периодичности); ежемесячные издания типа «дайджест», тенденциозно перепечатывающие материалы из др. периодических изданий; Ж. для женщин и для мужчин; бульварно-развлекательные; научно-популярные; фермерские; спортивные; религиозные.
Среди журнальных изданий за рубежом преобладают иллюстрированные Ж. «общего интереса» (general interest). Универсальность тематики, самый широкий читательский адресат сочетаются в них с дифференцированным подходом к разным категориям читателей (женщины, дети, любители спорта и т. д.), с учётом и использованием их специфических интересов и запросов. Значительное место в таких Ж. отводится фоторепортажу и фотодокументу, различным материалам развлекательного и прикладного характера.
Среди массовых иллюстрированных Ж. в капиталистическом мире наибольшие тиражи в конце 60-х гг. имели: «Ридерс дайджест» («The Reader's Digest», около 17,5 млн. экземпляров), «Перейд» («Parade», свыше 8 млн.), «Лук» («Look», свыше 7,7 млн., в 1971 издание прекращено), «Лайф» («Life», свыше 7,3 млн.) — США; «Уикенд» («Weekend», свыше 1,2 млн.) — Великобритания; «Пари-Матч» («Paris-Match», 1,4 млн.) — Франция. Из политических журналов, как правило, также иллюстрированных, выделяются по тиражу или по степени общественно-политической значимости: «Тайм» («Time», свыше 3,7 млн.), «Ньюсуик» («Newsweek», свыше 2 млн.) — США; «Штерн» («Der Stern», 2 млн.), «Шпигель» («Der Spiegel», свыше 1 млн.) — ФРГ; «Экспресс» («L'Express», свыше 400 тыс.) — Франция; «Нью стейтсмен» («New Statesman», свыше 89 тыс.), «Спектейтор» («Spectator», свыше 31 тыс.), «Экономист» («The Economist», около 100 тыс.) — Великобритания. О масштабах распространения Ж. для женщин дают наглядное представление тиражи ведущих Ж.: «Вуменс дей» («Woman's Day», свыше 7,2 млн.), «Лейдис хоум джорнал» («Ladies Home Journal», около 6,8 млн.), «Гуд хаускипинг» («Good Housekeeping», свыше 5,6 млн.) — США; «Вумен» («Woman», свыше 2,7 млн.), «Вуменс оун» («Woman's Own», свыше 2 млн.), «Вуменс уикли» («Woman's Weekly», свыше 1,6 млн.) — Великобритания; «Мари-Клер» («Marie-Claire», свыше 1 млн.), «Эль» («Elle», 750 тыс.) — Франция; «Гранд Отель» («Grand Hotel», свыше 900 тыс.), «Болеро» («Bolero», 600 тыс. экземпляров) — Италия. Широким читательским спросом пользуются научно-популярные Ж.: например, «Попьюлер сайенс» («Popular Science»), «Нэшонал джеографик» («National Geographic») — США; «Нейчур» («Nature»), «Нью сайентист» («New Scientist) — Великобритания; литературные: «Нувель ревю франсез» («Nouvelle Revue Française») — Франция; спортивные: «Спорте иллюстрейтед» («Sports illustrated») — США; молодёжные, сатирико-юмористические. Выходят также многочисленные отраслевые научные Ж., научно-информационные и др. издания.
По данным конца 60-х гг., в крупнейших капиталистических странах численность журнальных изданий составляла: в США свыше 9400; в Великобритании около 4600; во Франции свыше 14 600 (французская статистика включает в это число все периодические издания, кроме общеполитических газет); в ФРГ около 2200; в Японии около 5800.
В трудных условиях ведут пропаганду идей научного социализма Ж. коммунистических и рабочих партий капиталистических стран. Направляющую роль в идейно-политическом руководстве коммунистическим движением и в разработке проблем теории и тактики революционной борьбы играют партийные Ж.: «Марксизм тудей» («Marxism Today») — в Великобритании; «Ринашита» («Rinascita») — в Италии; «Кайе дю коммюнисм» («Cahiers du communisme») — во Франции; «Внесен унд тат»(«Wissen und Tat») — в ФРГ; «Политикал афферс» («Political Affairs») — в США и др. Важные аспекты практической деятельности пролетарского авангарда на современном этапе, а также наиболее существенные процессы текущей социально-политической действительности освещаются такими изданиями компартий, как «Демокраси нувель» («Democratic nouvelle»), «Нувель критик» («Nouvelle critique») — во Франции, «Лейбор мансли» («The Labour Monthly») — в Великобритании и др. Связанные с коммунистическими и рабочими партиями массовые общественные организации также издают свои Ж.: например, «Авангард» («Avant-garde») и «Ви увриер» («Vie ouvrière») — во Франции, «Лаворо» («Làvoro») и «Ной донне» («Le Noi Donne») — в Италии.
Во многих развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки становление журнальной периодики происходит в сложных условиях. Стремление народов к миру и прогрессу сталкивается с антинародной деятельностью неоколониалистских, проимпериалистических элементов. Отрицательно сказывается и тяжёлый груз наследия недавнего колониального прошлого (неграмотность, острая нехватка национальных кадров и т. п.). Однако в странах, ищущих решение своих проблем на путях независимости и некапиталистического развития, возрастает роль Ж. как инструмента политического и культурного просвещения и воспитания народных масс. Марксистско-ленинские идеи пропагандируют Ж.: «Парти лайф» («Party Life») в Индии, «Нуэва эра» («Nueva Era») в Аргентине, «Эстудос сосиайс» («Estudos Sociais») в Бразилии, «Принсипиос» («Los Principios») в Чили, «Нуэва эпока» («La Nueva Ероса») в Мексике, «Принсипиос» («Principios») в Венесуэле, «Эстудиос» («Estudios») в Уругвае, «Африкан комьюнист» («African Communist») в ЮАР. С антиколониальных позиций выступают Ж.: «Ат-Тахрир», «Аль-Мусаввар» и «Роз эль-Юсеф» в Египте, «Жён Африк» («Jeune Afrique») в Тунисе, «Этиопиан обсервер» («Ethiopian Observer») в Эфиопии и др.
С 1958 на 24 языках мира выходит теоретический и информа