(Греч.) От слова зодион, уменьшительное от зун, животное. Слово это употребляется в двояком смысле; оно может относиться к установленному и мысленному Зодиаку или к подвижному и естественному Зодиаку. "В астрономии", говорит Наука, "это есть воображаемый пояс на небе, шириною в 16° или 18°, посередине которого проходит путь солнца (эклиптика)." Он содержит двенадцать созвездий, образующих двенадцать знаков Зодиака, и именами которых они названы. Так как природа зодиакального света - той продолговатой, светящейся и треугольной фигуры, лежащей почти на эклиптике, со своим основанием на горизонте, и верхушкой на больших или меньших высотах, и которая видна только в утренние и вечерние сумерки — науке полностью неизвестна, то происхождение, истинное значение и оккультный смысл Зодиака были, и по-прежнему остаются, тайной для всех, кроме Посвященных. Последние умели хранить свои тайны. Между халдейским звездочетом и современным астрологом поистине простирается широкая бездна и по сей день; и они блуждают, по словам Альбумазара, "между полюсами и небесными кардинальными пунктами, посреди эксцентриситетов, центров, концентров, кругов и эпициклов", с пустой претензией на что-либо большее, чем профаническая человеческая ловкость. Все же, некоторые из астрологов, начиная с Тихо Браге и Кеплера, прославленных астрологов, и кончая современными Задкиилами и Рафаилами, ухитрились создать удивительную науку из тех скудных оккультных материалов, какие попадали в их руки начиная с Птолемея и до наших дней. (См. "Астрология".) Все же, возвращаясь к самому астрологическому Зодиаку, — это есть воображаемый круг, проходящий вокруг земли в плоскости экватора, причем его первая точка называется Овеном О°. Круг этот разделен на двенадцать равных частей, называемых "Знаками Зодиака", каждая часть содержит 30° пространства, и по нему измеряется прямое восхождение небесных тел. Подвижный или естественный Зодиак есть последовательность созвездий, образующих пояс шириною в 47°, расположенный к северу и югу от плоскости эклиптики. Прецессия вызвана "движением" солнца в пространстве, из-за чего созвездия кажутся движущимися против порядка этих знаков со скоростью 50 1/3 секунд в год. Простое вычисление покажет, что созвездие Тельца (по-евр. Алеф) было первым знаком Зодиака в начале Кали Юги, и, следовательно, Равноденствие падало на него. Так, в то время Лев был в летнем солнцестоянии, Скорпион - в осеннем Равноденствии, а Водолей — в зимнем солнцестоянии; и эти факты дают астрономический ключ к половине религиозных тайн мира — включая и христианскую систему. Зодиак был известен в Индии и Египте неисчислимые века, и знания мудрецов (магов) этих стран, относительно оккультного воздействия звезд и небесных тел на нашу планету, были намного больше, чем профаническая астрономия когда-либо может надеяться достигнуть. Если даже теперь, когда большинство тайн Асурамаев и Зороастров утеряны, достаточно убедительно показано, что гороскопы и судебная астрология далеки от того, чтобы основываться на фикции, и если такие люди, как Кеплер и даже сэр Исаак Ньютон верили, что звезды и созвездия влияют на судьбу нашего земного шара и на его человечества, то не требуется больших усилий, чтобы поверить, что люди, посвященные во все тайны природы, так же как и в астрономию и астрологию, в точности знали, каким образом так называемые "знаки Зодиака" влияют на народы и человечество, на целые расы так же, как и на индивидуумов. ЗОХАК или Ажи Дахака. Персонификация Дьявола или Сатаны в образе змия, в "Зенд Авесте". Это трехглавых змий, одна из голов которого — человеческая. "Авеста" описывает его как обитающего в области Баури или Вавилонии. На самом деле, Зохак есть аллегорический символ ассирийской династии, на знамени которой был пурпурный знак дракона. ("Раз. Изида", т.II, с. 560, прим.). ЗОХАР или Sohar. Учебник каббалистической Теософии, который, вместе с "Сефер Иецирой", используется репутацией самого старейшего доступного трактата по еврейским эзотерическим религиозным доктринам. Предание приписывает его авторство раввину Симеону бен Иохаи, 80 г. н.э., но современная критика склонна считать, что очень большая часть этого труда не старше 1280 г., когда он был несомненно отредактирован и издан раввином Мозес де Леоном из Гвадалахары, Испания. Читателю следует обратиться к сведениям под обоими этими именами. Так же и в "Люцифере" (т. I, с. 141) можно найти замечания по этому вопросу; дальнейшие рассуждения можно отыскать в трудах Зунца, Гретца, Джоста, Штейншнейдера, Френкеля и Гинзбурга. С большой пользой можно обратиться к труду Франка (на французском) "Каббала". Истина, по-видимому, находится посередине, т.е. что хотя Мозес де Леон и был первым, кто выпустил этот том как единое целое, все же большая часть некоторых из составляющих его трактатов включает традиционные догмы и иллюстрации, дошедшие со времен Симеона бен Иохаи и Второго Храма. Есть и такие части доктрин "Зохара", которые носят отпечаток халдейской мысли и цивилизации, с которой еврейское племя столкнулось во время Вавилонского пленения. Все же, с другой стороны, чтобы опровергнуть теорию, что "Зохар" является древним в своей целостности, отмечено, что в нем упомянуты крестовые походы; что цитируется гимн Ибн Гебироля, 1050 г. н.э.; что о предполагаемом авторе, Симеоне бен Иохаи, говориться как о более великом, чем Моисей; что в ней упомянуты гласные точки, вошедшие в употребление лишь когда раввин Моха (570 г. н.э.) ввел их, чтобы утвердить произношение слов в помощь своим ученикам, и, наконец, что в нем упомянута комета, которая появилась в 1264 г., что можно доказать на основании контекста. Не существует полного английского перевода "Зохара"; ни даже латинского. Из доступных еврейских изданий можно выделить Мантуйское издание 1558 г.; Кремонское 1560 г.; и Люблинское 1623 г. Труд Кнорра фон Розенрота, под названием "Kabala Denudata", включает несколько трактатов "Зохара", но не все, как на еврейском, так и на латинском языках. Мак-Грегор Матерс опубликовал английский перевод трех из этих трактатов: "Книга Сокровенной Тайны", "Большое" и "Малое Святое Собрание", и в его труд входит также и авторское введение по данному предмету. Основными трактатами, вошедшими в "Зохар", являются: "Сокровенный Мидраш", "Тайны Пятикнижия", "Дворцы и Чертоги Рая и Гайхиннома", "Преданный Пастырь", "Тайна Тайн", "Речь Старца в Мишпатиме", (наказание душ), "Джанука или Речь Юноши" и "Тозефта и Матанитан", — которые являются добавочными трактатами об Эманации и Сефиротах, в добавление к трем главным трактатам, упомянутым выше. В этом хранилище можно найти истоки всех позднейших разработок каббалистического учения. (у.у.у.)