Новая философская энциклопедия

ЖИЛЬСОН

ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен (13июня 1884, Париж – сентября 1978, Оксер) – французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма. Учился в Сорбонне. Автор многочисленных работ по истории европейской философии, академик (1946), профессор Коллеж де Франс, университетов Лилля, Страсбурга (1919–21), Парижа (1921–32), Гарварда. Директор Института средневековых исследований в Торонто (Канада, 1929). С 1921 – основатель и издатель журнала «Etudes de la philosophie médiévale».

Основной задачей своих исследований считал возрождение влияния учения Фомы Аквинского, утверждавшего необходимость гармонии разума и веры, тесного единства философии e богословия. Подобно Маритену, предлагает экзистенциальное толкование божественного бытия: оно предстает чистым актом существования, благодаря которому появляется все многообразие природного и социального мира. В теории сознания Жильсон придерживается умеренного реализма, который предполагает, что состоящие из материи и духовной формы вещи непосредственно постигаются человеком на чувственной ступени познания. В суждении, опирающемся на интуицию бытия, констатируется существование вещи и одновременно выявляется ее сущность, Жильсон создал также оригинальную историко-философскую концепцию. Философы разных эпох и народов по-своему интерпретировали бытие, постигая некоторые первопринципы. В этом смысле историк имеет дело с «вечной философией», никогда не прекращающей собственный путь к бытию. Философские заблуждения есть следствие абсолютизации относительных, неполных представлений о мире и человеке. Уже в античной философии, в трудах Платона, Аристотеля и неоплатоников многое сделано для понимания бытия. Ее синтез с христианством, осуществленный представителями патристики и мыслителями средневековья, Жильсон оценивает как продуктивный шаг, наметивший стратегию единства философии и теологии. Он видит вершину средневековой мысли в учении Фомы Аквинского, а все последующее развитие философии Ренессанса и Нового времени считает процессом, имевшим негативные следствия и приведшим к разладу философско-теологической мудрости и науки. Сциентистское поклонение науке, родившееся, на его взгляд, в трудах Декарта и Канта, продолжается позитивистской традицией и имеет противоположным полюсом антисциентизм. Их противоборство составляет важнейшую черту панорамы европейской философии 20 в. и может быть преодолено лишь благодаря возрождению томизма.

Сочинения:

1. Разум и откровение в Средние века. – В кн.: Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992;

2. Философ и теология. М., 1995;

3. Le thomisme. P., 1948;

4. Being and Some Philosophers. Toronto, 1949;

5. Christianisme et Philosophie. P., 1949;

6. The Christian Philosophy in the Middle Ages. L., 1955;

7. Linguistique et philosophie. P., 1969;

8. Etudes médiévales. P., 1983.

Литература:

1. Christliche Philosophie im katholischen Denken des 19 und 20 Jahrhunderts, Bd. 1–2. Graz, 1988.

Б.Л.Губман



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте