Техника. Современная энциклопедия
железобето́н
Строительный материал, в котором бетон и стальная арматура работают в конструкции как единое целое. Камень (бетон) и металл как бы поделили между собой работу: силы сжатия взял на себя бетон, а растягивающие усилия – металл. Возможность совместной работы в железобетоне двух резко различных по своим свойствам материалов определяется следующими факторами: прочным сцеплением бетона и арматуры; почти одинаковыми коэффициентами температурного расширения стали и бетона; бетон не оказывает разрушительного влияния на заключённую в нём сталь, а, наоборот, защищает её от коррозии.
Идея создания железобетона принадлежит французскому садовнику Ж. Монье. Он выращивал тюльпаны и розы в бетонных вазонах, напоминающих по форме удлинённые корыта. Края вазонов устанавливались на подпорки, а посередине бетон часто давал трещины. Монье долго думал, как придать дополнительную прочность искусственному камню. Однажды он решил положить в разлитый в формы, но ещё не затвердевший бетон несколько ржавых стержней, оказавшихся у него под рукой. В результате новые вазоны с железными прутьями оказались намного прочнее старых. Это произошло в 1867 г., и с тех пор этот год считается годом рождения железобетона. С 1873 г. Монье стал добиваться более широкого использования своего изобретения, и после нескольких лет скептического отношения к новшеству этот материал признали инженеры. Сначала это были мостостроители, построившие из бетона с «железом Монье» небольшие балочные и арочные мосты. После первых успешных опытов из железобетона стали изготовлять каркасы зданий, дорожные покрытия, железнодорожные шпалы. Широко используется железобетон в строительстве искусственных транспортных сооружений – мостов и тоннелей.