Большая советская энциклопедия

Закон

I

Зако́н

необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. З. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Но не всякая связь есть З. Связь может быть необходимой и случайной. З. — это необходимая связь. Он выражает существенную связь между сосуществующими в пространстве вещами. Это З. функционирования. Так, например, З. всемирного тяготения гласит: все тела притягиваются друг к другу с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Наряду и в единстве с З. функционирования существуют З. развития, выражающие тенденцию, направленность или порядок следования событий во времени. Так, общество закономерно развивается от одной общественно-экономической формации к другой. «... Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 135). В системе объективного идеализма З. трактуется как выражение мирового разума, воплощённого в природе и обществе. С точки зрения субъективного идеализма З. привносится познающим субъектом в реальный мир: разум даёт законы природе. Например, согласно неопозитивизму, З. — это чисто логический феномен; З. не присуща объективная необходимость; он обладает лишь логической необходимостью. Диалектический материализм исходит из того, что З. носят объективный характер, выражая реальные отношения вещей, а также их отражение в сознании. З. могут быть менее общими, действующими в ограниченной области и изучаемыми отдельными конкретными науками — физикой, химией, биологией (например, З. естественного отбора); более общими (например, З. сохранения энергии, циркуляции информации), изучаемыми рядом областей знания, и всеобщими, универсальными (законы диалектики, например переход количественных изменений в качественные и др.), которые исследуются философией.

Одни З. выражают строгую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами (например, З. всемирного тяготения); другие З. не поддаются математическому выражению (например, З. естественного отбора). Различают также динамические и статистические З. Динамические З. выражают необходимую причинную связь, при которой взаимоотношение между причиной и следствием однозначно. Зная начальное состояние той или иной системы (например, движение Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли), можно точно предсказать солнечное или лунное затмение. В отличие от динамической, статистическая закономерность представляет собой диалектическое единство необходимых и случайных событий. В этом случае из начального состояния системы её последующие состояния следуют не однозначно, а с определённой вероятностью, характеризующей меру осуществимости того или иного случайного события (например, выигрыша по лотерейному билету).

Реализация З. зависит от соответствующих необходимых условий, наличие которых обеспечивает переход следствий, вытекающих из З., из состояния возможности в действительность. В природе З. действуют как стихийная сила. Общественно-исторические З., будучи равнодействующей сознательных человеческих действий, есть законы самой человеческой деятельности: они создаются и реализуются только людьми. Но действие общественных З., так же как и З. природы, объективно: в основе исторического процесса лежит развитие способа производства.

На основании познания З. достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в практику. Посредством познанных З. оказывается возможным управление как природными, так и социальными процессами. Отражённые в мышлении З. составляют ядро науки. Власть человека над окружающим миром измеряется объёмом и глубиной знания его З. См. также Закономерность общественная.

Л. Г. Спиркин.

II

Зако́н (юридический)

нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой по отношению к актам других государственных органов и общественных организаций. З. — основная форма выражения права в современном обществе.

Высшая юридическая сила З. проявляется в его непререкаемости (никакой другой орган, кроме законодательного, не может отменить или изменить З.), З. должны соответствовать акты всех государственных органов. З. занимает главенствующее положение в системе правовых актов государства; содержащиеся в З. нормы регулируют обычно основные, наиболее важные общественные отношения; в З. наиболее полно выражается государственная воля правящего класса, его экономические и политические интересы.

По значению и характеру содержащихся в З. правовых норм различают конституционные и обыкновенные З. Конституционные З. предопределяют содержание текущего законодательства, закрепляют основные начала и принципы общественного и государственного строя, порядок образования и деятельности, а также компетенцию государственных органов, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Принятие и изменение конституционных З. требует обычно квалифицированного большинства (См. Квалифицированное большинство) (2/3 или 3/4) в законодательном органе, а иногда и Референдума.

В социалистических государствах З. — основной правовой инструмент решения политических задач, важное орудие хозяйственного и культурного строительства, обеспечения внутренней и внешней безопасности государства, защиты социалистической собственности, расширения и укрепления социалистической демократии. По Конституции СССР право принятия З. СССР принадлежит исключительно Верховному Совету СССР (См. Верховный Совет СССР), З. союзных и автономных республик — Верховным Советам этих республик. В зарубежных социалистических странах право принятия З. также является прерогативой высших представительских органов власти (например, Народного собрания в Болгарии). Определяющая роль З. по отношению к иным правовым актам государственный органов — один из основных принципов социалистической законности (См. Законность).

Основной З. в СССР — Конституция СССР 1936. Особое место среди советского З. занимают Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, содержащие общие принципиальные положения для законодательства всех союзных республик по отдельным отраслям советского права. Большое значение имеют З. о государственном плане развития народного хозяйства и З. о государственном бюджете. В законодательстве союзных республик важную роль играют кодексы.

Конституции большинства современных буржуазных государств официально признают высшую юридическую силу за З., принимаемым парламентом. фактически всё большее значение имеют акты главы государства и акты правительства по вопросам, относящимся к компетенции парламента (см. Делегированное законодательство). Для оправдания этой практики в буржуазной правовой науке выделяются два вида З.: З. в формальном смысле (как акт, издаваемый парламентом) и в материальном смысле (акт, издаваемый правительством и имеющий общенормативный характер). См. Также Законодательство, Законодательный процесс.

А. Ф. Шебанов.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте