Новая философская энциклопедия
ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович [3 (15) октября 1877, Москва – 10 октября 1954, Женева] – русский религиозный философ, специалист по философии права, морали. Окончил юридический факультет Московского университета (1809). Ученик Новгородцева. Член Московского религиозно-философского общества. Магистерская диссертация – «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии» (М., 1914). С 1917 – профессор Московского университета. Выслан из Советской России (1922). Преподавал в Православном богословском институте в Париже. Из мыслителей, повлиявших на Вышеславцева, можно отметить Я. Бёме и Вл. Соловьева. Апостол Павел для него – «первый христианский философ, как и величайший диалектик». Высоко ценя диалектику, отстаивал гармонию противоположностей, совмещенность рационального и иррационального в Абсолюте. Критикуя фрейдовское «либидо» и опираясь на открытия К.Юнга в области «коллективного бессознательного», наметил ступени восхождения к религиозной любви: эрос физический, душевный, духовный (умный), ангельский, Божественный (ибо «Бог есть любовь»). В своей итоговой работе «Кризис индустриальной культуры» (1953) он отвергает равно социализм и индивидуализм, утверждает «солидарность, соборность, братство». Социально-политические взгляды Вышеславцева (как и И.Ильина, С.Франка) легли в основу программы эмигрантского Народно-трудового союза.
Сочинения:
1. Этика преображенного эроса. М., 1994;
2. Соч. М., 1995.
Литература:
1. Архив Б.П.Вышеславцева. – «Вестник РСХД», 1954, № 35;
2. Зеньковский В.В. Вышеславцев как философ. – «Новый журнал», 1955, № 40;
3. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995, с. 222–234.
В.В.Лазарев