Советская историческая энциклопедия
(Voltaire) (псевдоним; наст. имя — Франсуа Мари Аруэ (Arouet)) (21.XI.1694 — 30.V.1778) — франц. писатель, публицист, историк и философ, один из крупнейших деятелей франц. бурж. просвещения 18 в. Род. в Париже в семье судейского чиновника, получил образование в иезуитском коллеже (Louis le Grand). За вольнодумные идеи в своих ранних произв. дважды (в 1717 и в 1725) был заключен в Бастилию, где написал трагедию "Эдип" (1717). пронизанную тираноборч. настроениями. В 1726-29 жил в Англии. В 1733 опубликовал в англ. пер., а в 1734 на франц. яз. "Философские (или английские) письма" ("Lettres philosophiques sur les Anglais"), в к-рых характеризовал с позиций, враждебных феодализму, англ. бурж. порядки, философию (Локк), науку (Ньютон), лит-ру (Шекспир, Мильтон). Франц. издание этого произв. было конфисковано и сожжено, издатель посажен в тюрьму, а В. вынужден был скрываться в Лотарингии, где он (с небольшими перерывами) провел в замке Сирй ок. 15 лет. Там им были написаны "Трактат о метафизике" ("Traité de métaphysique", 1734), поэма "Светский человек" ("Le Mondain", 1736), "Основы философии Ньютона" ("Eléments de la philosophie de Newton...", 1738) и др. С ростом популярности В. его пытаются привлечь ко двору как Людовик XV, так и Фридрих II, Екатерина II. Людовик XV в 1745 назначил В. королевским историографом. Однако вскоре, вызвав своими стихами недовольство фаворитки короля г-жи Помпадур, В. был вынужден покинуть двор. В 1750-53 находился при дворе прус. короля Фридриха II, разлад с к-рым вынудил его бежать в Швейцарию, где он прожил до 1778 (сначала в имении Делис, а затем в Ферне). Этот период жизни В. — самый плодотворный. Защита В. жертв католич. церкви (Каласа, Сирвена и Лабарра), борьба с феодализмом и крепостничеством, сотрудничество в "Энциклопедии" Д. Дидро, работа над множеством трактатов и памфлетов ("Мемуары" (Mémoires, 1753), "Опыт о нравах и духе народов" ("Essai sur les moeurs et l'esprit des nations", 1765-69), "Трактат о веротерпимости" ("Traité sur la tolérance", 1763), "Философский словарь" ("Dictionnaire philosophique", 1764-69) и др.) сделали его главой просветительства, "вождем обществ. мнения", выразителем новой идеологии. Для борьбы со старым миром В. использовал все формы пропаганды — от науч. трактатов до различных жанров художеств. лит-ры. В своих трактатах и памфлетах В. решительно выступал против католич. церкви под лозунгом "раздавить гадину!" ("Ecraser l'infâme!"). После смерти Людовика XV B. получил возможность вернуться в Париж (1778), где он был встречен с триумфом. Не выдержав волнений, 30 мая 1778 В. умер. Несмотря на то, что он незадолго до смерти в письменном заявлении формально примирился с церковью, церковь запретила хоронить его в Париже; тело В. тайно похоронили в Шампани в аббатстве Сельер. В дни революции, в 1791, по постановлению Нац. собрания, прах В. был торжественно перенесен в Пантеон.
=====
В мировоззрении В. отразилась противоречивость положения франц. буржуазии 18 в. — эксплуататорского класса, вынужденного для сокрушения феодализма и завоевания политич. власти опираться на народ. В. неутомимо боролся с католич. церковью, религ. суевериями и предрассудками, отвергал бессмертие души и пропагандировал идеи Локка, Бейля, Ньютона. В., однако, не предлагал полного уничтожения религии, по своим филос. воззрениям он был деистом. С практич. точки зрения своего класса он считал необходимым сохранение религии как средства обуздания народа ("черни"). Борясь против социального неравенства феод. об-ва, требуя освобождения крестьян от крепостной зависимости, критикуя феод. юстицию, В. отстаивал формальное равенство всех граждан перед законом, но отнюдь не равенство экономическое. Для В. собственность — необходимый признак полноправного гражданства (крестьянина В. защищал потому, что видел в нем собственника), и он полемизировал со всеми, кто на нее в той или иной мере покушался, хотя бы теоретически (Ж. Мелье и др.). В. одним из первых франц. просветителей отверг идеалистич. философию, познакомил франц. читателей с англ. материализмом, выступил в рамках деизма с пропагандой своих материалистич. взглядов на природу, призывая к изучению конкретных явлений мира. "Следует поступать так, как поступали Бейль, Галилей, Ньютон: рассматривать, взвешивать, считать и измерять, но никогда не отгадывать", — призывал В. Однако в своем понимании движущих сил истории В. не вышел за пределы идеалистич. концепции. Придавая исключит. значение силе идей, воплощенных в сознат. и целенаправл. деятельности отд. историч. личностей (к числу таких идей В. относил и религ. фанатизм), В. недооценивал роль нар. масс, рассматривая их как "опасную стихию" историч. процесса. Пропагандируя просвещение как необходимый элемент прогресса, В. не предлагал просвещать "сапожников и служанок", к-рые, по его мнению, должны оставаться в невежестве, чтобы безропотно работать на нового господина — буржуа ("когда чернь начинает рассуждать — все погибло", — утверждал В.). В области политических идей В. был сторонником "просвещенного абсолютизма", хотя подчас склонялся и к конституционной монархии и даже к республике.
=====
В ист. работах ("История Росс. империи в царствование Петра Великого" ("Histoire de l'Empire de Russie sous Pierrele Grand", t. 1-2, 1759-63, рус. пер., ч. 1-2, 1809); "История царствования Людовика XIV и Людовика XV..." ("Le siècle de Louis XIV", 1751, 1753, "Précis du siècle de Louis XV", 1769, рус. пер., ч. 1-4, 1809); "Философия истории" ("La philosophie de l'histoire", 1765, рус. пер., 1868); "История Карла XII, короля шведского" ("Histoire de Charles XII", 1731, рус. пер., 1900, 1901, 1909) и др.), написанных с привлечением обширного фактич. материала, В. выступал за историю как науку, основанную на точных источниках. В. стремился изучать естеств. среду, социальные отношения, историю торговли и изобретений, а не только жизнь королей и полководцев, оказав этим влияние на бурж. историографию. Внимание В. как историка привлекали не только Европа, но и Азия, Африка, Америка. Сохраняя характерное для просветителей деление народов на "цивилизованные" и "дикие", В., однако, значительно расширял круг первых: наряду с традиц. "культурными" народами — римлянами и греками — у него фигурируют, например, народы мусульм. Востока, Китая, как воплощение филос. мудрости и высокой духовной культуры. Этот многообразн. ист.-географич. материал был широко использован В. в его драматургии ("Смерть Цезаря" ("La mort de César", 1735), "Скифы" ("Les Scythes", 1767), "Китайский сирота" ("L'orphelin de la Chine", 1755) и др.).
=====
Ист. взгляды В., как и все его науч. и лит. наследие, оказали большое влияние на либеральные круги буржуазии европ. гос-в кон. 18 — нач. 19 вв. В период франц. бурж. революции кон. 18 в. умеренная буржуазия видела в лице В. одного из главных своих идеологов, вдохновителя декларации 1789. Первой работой бурж. вольтероведения была книга друга В. — Ж. А. Кондорсе. В годы Первой империи (1804-14 и 1815) влияние идей В. несколько ослабело. Однако в период реставрации Бурбонов (1815-30) буржуазия, ущемленная клерикально настроенной реакцией, снова обратилась к его наследию.
=====
После революции 1848 и в особенности после Парижской Коммуны 1871 напуганная мощным движением пролетариата буржуазия, стараясь доказать, что обществ. строй лучше усовершенствовать путем реформ, а не революц. преобразованиями, стремилась использовать в этих целях теоретич. наследив В. Бурж. историки (Г. Лансон, Дж. Морли, Д. Штраус и др.) с симпатией писали о его политич. умеренности, стремлении к компромиссу, о необходимости сохранения религии для неимущих классов, о вреде просвещения для народа. Наряду о этим для бурж. вольтероведения того периода характерна также критика В. за его решит. борьбу с католич. церковью (Г. Гетнер и др.). В борьбе В. с феодализмом стремились видеть только проявление отвлеч. гуманизма (Ш. Шассен, Ф. Косси).
=====
Бурж. историография нач. 20 в. придерживается в осн. традиций кон. 19 в. В работах этого периода публиковался обширный и интересный, но почти не подвергаемый анализу фактич. материал. Нек-рые бурж. историки 20 в. (Ж. Пеллисье) пытались искать социальные корни умеренности обществ.-политич. идеалов В., но для историков-идеалистов эта задача была непосильна.
=====
В новейшее время бурж. исследователи по-прежнему увлекаются биографич. подробностями, уходя от анализа более важных вопросов (Ф. Вегине), а нек-рые (Г. Крувезье) сознательно извращают подлинный смысл деятельности и творчества В. Особенно злобные нападки зачастую вызывает борьба В. против католич. церкви. В последние десятилетия мировое вольтероведение разрослось в целую отрасль знаний.
=====
В России переводы соч. В. начали появляться с сер. 18 в. В период франц. бурж. революции 1789-94 издание трудов В. было запрещено спец. указом Екатерины II. На языке реакции слова "вольтерьянец", "вольтерьянство" приобрели значение бунтовщика, вольнодумца, безбожника. Передовая часть рус. общества высоко ценила В. В 1746 В. был избран почетным чл. Росс. академии наук. А. Н. Радищев считал В. таким ученым-мыслителем, труды к-рого "читаны будут доколе не истребится род человеческий". В: Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский и Д. И. Писарев, защищая В. от грязной клеветы реакц. писателей, отмечали его глубоко нац. творчество, оказавшее огромное влияние на развитие мировой лит-ры и особенно освободит. движения. Русское вольтероведение ведет свое начало с работы прогрессивного историка А. А. Шахова ("Вольтер и его время", 1907, 2 изд., 1912), в к-рой подчеркивается революц. значение борьбы В. против католич. церкви и отмечается в целом прогрессивность его социальных воззрений. С особым интересом к наследию франц. просветителей относились рус. революционеры кон. 19 — нач. 20 вв. Г. В. Плеханов в своих работах "К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю" (1895), "От утопии к науке" (1912-16) и ряде др. дал глубокий анализ обществ., филос. и эстетич. идей просветителей 18 в., а В. Засулич посвятила В. интересную популярную книгу ("Вольтер", 1909).
=====
Работы сов. ученых (К. Н. Державин, "Вольтер", 1946 (имеется библиография); В. П. Волгин, "Вольтер-историк", "ИЖ", 1945, кн. 4; Е. А. Косминский, "Вольтер и ист. наука", "ИАН", 1945, No 1; М. Нечкина, "Вольтер и рус. общество", "Большевик", 1944, No 22; публикации В. С. Люблинского и др.), основанные на марксистском методе, внесли новый вклад в мировое вольтероведение. Науч. анализу были подвергнуты вопросы о взглядах В. на религию, о его обществ.-политич. идеалах и т. д. Сов. исследования осн. на большой архивной базе. В Ленинграде в Гос. публичной б-ке им. M. E. Салтыкова-Щедрина хранится личная библиотека В., к-рая была куплена в 1778 Екатериной II у наследницы В. за 135 тыс. ливров. В ней насчитывается 6 902 тома с многочисл. пометками В. Хранятся также и рукописи В.: черновики писем, письма, материалы к его произв. и т. д. Кроме того, в той же библиотеке в Ленинграде хранится б. ч. архива Бастилии, содержащая полицейское досье В. Ценнейшие материалы хранятся и в др. б-ках и архивах СССР.
=====
Соч.: Oeuvres, complétes, v. 1-92, Kehl, 1784-89 (изд. завершено Beaumarchais); Oeuvres, v. 1-70, avec préfaces... par M. Beuchot, P., 1828-1934; Oeuvres, nouv. ed., v. 1-52, P., 1877-82; Oeuvres historiques, (v. 1-2), P., 1957; в рус. пер. — Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги, т. 1-2, М.-Л., 1931; Орлеанская девственница, М.-Л., 1935; Философские повести, М., 1954; Избранные произведения, М., 1956; Письма, М.-Л., 1956; Бог и люди. Статьи, памфлеты, письма, т. 1-2, М., 1961.
=====
Лит. (кроме указанной в ст.): Вольтер. Статьи и материалы, Л., 1947 (Труды научной сессии, посвященной Вольтеру); Вольтер. Статьи и материалы, под ред. акад. В. П. Волгина, М.-Л., 1948; Библиотека Вольтера. Каталог книг, М.-Л., 1961; Morley J., Voltaire, L., 1874, рус. пер. 1889; Strauss D., Voltaire. Sechs Vorträge, Lpz., 1872, рус. пер. 1906; Lanson G., Voltaire, P., 1906; Pellissier G., Voltaire-philosophe, P., 1908; Caussy F., Voltaire, seigneur de village, P., 1912; Barr M. M. H., A century of Voltaire study; a bibliography of writings on Voltaire, 1825-1925, N. Y., 1929; Naves R., Voltaire et l'Encyclopedie, P., 1938; Brumfitt J. H., Voltaire historian, L., 1958.
=====
И. И. Сиволап. Москва.