Советская историческая энциклопедия
Сложное обществ. явление, представляющее собой продолжение политич. борьбы государств, наций, классов средствами вооруж. насилия. Осн. содержание В. составляет организованная вооруж. борьба. Вместе с тем в ней широко применяются другие формы борьбы (политич., экономич., идеологич.), к-рые в условиях В. приобретают наиболее резкий характер и специфич. особенности (разрыв дипломатич. отношений, блокада, диверсии, особые приемы разложения армии и тыла противника и др.). Однако, несмотря на все более возрастающую роль этих форм в В., они не могут рассматриваться как равнозначные вооруж. борьбе, т. к. подчинены достижению определ. воен. целей и, следовательно, интересам ведения вооруж. борьбы, к-рая была и остается гл. содержанием В.
—***—***—***—
Марксизм-ленинизм о происхождении и сущности войны
=====
Марксизм-ленинизм рассматривает В. как обществ.-историч. явление, присущее только классовым обществ.-экономич. формациям. При первобытнообщинном строе не было В. в собств. смысле слова, т. е. организованной вооруж. борьбы политич. характера. Многочисл. вооруж. столкновения между родами и племенами, несмотря на нек-рое внешнее сходство с В. классового общества, коренным образом отличаются от них по своей сущности и социальному содержанию. В обществе, не знавшем частной собственности и эксплуатации человека человеком, воен. столкновения вырастали не из социальных антагонизмов. Их причины в конечном счете коренились в слабости и беззащитности людей перед силами природы, в разобщенности и изолированности первобытных родов и племен. Низкий уровень произ-ва не обеспечивал удовлетворения минимальных потребностей людей. Это толкало одни племена на то, чтобы добывать средства к существованию путем вооруж. нападений на др. племена с целью захвата пищи, пастбищ, мест охоты и рыбной ловли. Одной из причин воен. столкновений была кровная месть, игравшая важную роль в отношениях между общинами, основанными на кровном родстве. Вооруж. борьба племен иногда бывала очень ожесточенной, но не являлась еще средством обогащения и порабощения.
=====
Происхождение В. как продукта и специфич. формы социальных антагонизмов неразрывно связано с появлением частной собственности. В период разложения первобытно-общинного строя и перехода к классовому обществу происходит, как отмечал Ф. Энгельс, "...вырождение древней войны племени против племени в систематический разбой на суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокровищ, превращение ее в регулярный промысел" ("Происхождение семьи, частной собственности и государства", 1955, с. 110-11). С разделением общества на классы В. становится регулярной функцией государства, для ее ведения создается спец. организация вооруж. людей — армия. Система порабощения и эксплуатации человека человеком и система истребления человека человеком — две взаимосвязанные стороны обществ. строя, основанного на частной собственности. "Война не есть противоречие основам частной собственности, а прямое и неизбежное развитие этих основ" (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 310). Развитие производств. отношений, основанных на частной собственности, происходит в условиях ожесточ. борьбы классов, в к-рой существ. роль принадлежит различным формам насилия, в том числе вооруженному. Частная собственность порождает стремление господствующих классов к умножению своих богатств за счет повышения нормы эксплуатации трудящихся и расширения ее сферы путем порабощения народов др. стран. Условием самого существования эксплуатации является подавление сопротивления эксплуатируемых, к-рое эксплуататорские классы осуществляют всеми средствами своего политич. господства вплоть до применения вооруж. силы. Эксплуатация вызывает борьбу угнетенных против своих поработителей, перерастающую в пар. восстания и гражд. войны. Частная собственность порождает ожесточ. борьбу и между эксплуататорскими классами одной страны или нескольких стран за распределение и перераспределение прибавочного продукта в его различных историч. формах. Под влиянием противоречия между уровнем развития производит. сил и характером производств. отношений борьба между эксплуатируемыми и эксплуататорами, а также между различными классами и группами эксплуататоров неизбежно обостряется, перерастая в открытые воен. столкновения. Эти общие экономич. причины В. в различных социально-экономич. формациях проявляются в своеобразных формах, соответственно особенностям различных способов производства.
=====
По своей социально-политич. сущности В. представляет собой продолжение политики классов, наций, гос-в средствами вооруженного насилия. "В применении к войнам, — писал В. И. Ленин, — основное положение диалектики... состоит в том, что "война есть просто продолжение политики другими" (именно насильственными) "средствами"... И именно такова была всегда точка зрения Маркса и Энгельса, каждую войну рассматривавших как продолжение политики данных, заинтересованных держав — и разных классов внутри них — в данное время" (там же, с. 194-95).
=====
Впервые диалектич. взаимосвязь В. и политики была исследована выдающимся прусским воен. теоретиком и историком К. Клаузевицем. Однако Клаузевиц, будучи бурж. идеологом и последователем гегелевского идеализма, не видел главного — классовой природы политики и В. Под политикой он подразумевал только внешнюю политику, к-рую рассматривал как выражение интересов всего общества, как "разум олицетворенного государства". Принимая точку зрения Клаузевица, большинство бурж. социологов и воен. теоретиков усиленно подчеркивают его понимание политики и В. как надклассового, общенационального явления. Это делается с целью замаскировать тот факт, что совр. агрессивные В. вырастают из классовых антагонизмов капиталистич. строя и являются продолжением реакц. политики монополистич. буржуазии, политики империализма.
=====
Решающее значение для правильного понимания сущности В. имеет марксистско-ленинское положение о классовой природе политики. Основу развития классовых обществ.-экономич. формаций составляет борьба классов. Эта борьба ведется различными средствами и в различных формах — экономической, идеологической, политической. Последняя является высшей формой классовой борьбы, т. к. именно в ней выражаются главные и наиболее существ. интересы борющихся классов, наций и гос-в. Когда социальные и нац. антагонизмы достигают наибольшей остроты и невоенных средств борьбы оказывается недостаточно для достижения поставленных политич. целей, противники прибегают к вооруж. борьбе.
=====
В. является продолжением как внутр., так и внешней политики, направления к-рой формируются на общей социально-экономич. основе и взаимодействуют между собой. В определ. моменты (особенно накануне и во время В.) внешняя политика выступает на первый план, но определяющая роль в конечном счете всегда принадлежит внутренней политике, поскольку она непосредственно отражает классовую структуру общества и осн. направления классовой борьбы.
=====
Ошибочно было бы считать, что В. может быть следствием любых политич. событий, в т. ч. и второстепенных, случайных эпизодов политич. борьбы. Отдельные политич. события могут послужить непосредств. поводом к В., но не могут быть ее причиной. Распространенной разновидностью бурж. фальсификации истории В. являются попытки бурж. историков и социологов изобразить В. как результат случайного сплетения "роковых" обстоятельств, напр. отдельных ошибок правительств, партий, влият. политич. деятелей. В действительности в В. в наиболее острой форме проявляются глубокие социальные противоречия, развивающиеся в процессе длительной борьбы классов и гос-в по коренным вопросам обществ. жизни. Поэтому для правильной оценки характера В. и причин ее возникновения необходим серьезный анализ осн. направлений политики, к-рую борющиеся стороны проводили задолго до В. и к-рая привела к В.
=====
Вырастая из политич. борьбы классов, В. имеют определенное классовое содержание. Осн. задачей марксистско-ленинского анализа В. является выяснение того, каков классовый характер данной войны: какие классы ее ведут, ради каких целей, "...какими классами она подготавливалась и направлялась" (там же, т. 24, с. 362). Ярко выраженный классовый характер носят В., в к-рых противники принадлежат к противоположным классовым лагерям. Напр., В. между эксплуататорами и эксплуатируемыми, В. революц. стран против контрреволюц. гос-в, В. Сов. Союза и др. социалистич. стран против агрессивных империалистич. гос-в. В. между эксплуататорскими гос-вами порождаются столкновениями господствующих классов разных стран. Они не являются непосредств. выражением классовой борьбы, но также носят классовый характер. Эти В. являются продолжением политики эксплуататорских классов, неразрывно связанной с основными классовыми противоречиями определ. эпохи и направленной против эксплуатируемых классов. Характеризуя 1-ю мировую войну, Ленин подчеркивал, что она велась империалистами всех воюющих стран не только за раздел мира, но и за сохранение и упрочение наемного и колониального рабства. Поэтому интересы трудящихся масс требовали ее превращения в гражданскую войну за свержение капиталистич. строя и установление социализма. При определ. условиях В. могут вестись группами (коалициями) различных, иногда даже антагонистич., классов и гос-в. К такого рода В. относятся нац. В. против иноземных захватчиков, В. за нац. объединение или воссоединение, нац.-освободит. В. народов колоний и зависимых стран. В. двух крупных коалиций империалистич. гос-в была 1-я мировая В. Во 2-й мировой В. в состав антифаш. коалиции входил СССР, сыгравший главную роль в В. против фаш. Германии и империалистич. Японии, и ряд капиталистич. стран. Несмотря на значит. сложность, а иногда и противоречивость классовых отношений внутри воен. коалиций, В., к-рые ведутся коалициями, также имеют определенное классовое содержание, обусловленное составом участников коалиций, характером их классовых интересов и политич. целей, соотношением сил между ними, преобладающим или руководящим положением того или иного класса или гос-ва.
=====
Политике принадлежит определяющая роль не только в установлении целей В. и ее подготовке. Действие политики не прекращается и во время В. "Класс, который господствует, определяет политику и в войне. Война насквозь есть политика, продолжение осуществления этими классами тех же целей другим путем" (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 19). Политике принадлежит руководящее воздействие на планирование В., на осн. моменты стратегич. руководства. Через стратегию она воздействует также на руководство операциями и в конечном счете на тактику боевых действий войск (см. Военное искусство). Кроме того, политика при помощи гос. аппарата осуществляет необходимые меры для мобилизации людских и материальных ресурсов страны, стремится создать необходимое внутриполитич. и внешнеполитич. обеспечение ведения В.
=====
Будучи обусловлена предшествующей ей политикой, В. вместе с тем оказывает обратное влияние на политику. Успехи вооруж. сил, создающие стратегич. превосходство над противником и в значит. мере определяющие победу в В., дают политике возможность расширить цели В., а иногда выдвинуть новые, более далеко идущие цели. Наоборот, крупные поражения в вооруж. борьбе часто принуждают политику ограничить цели В., изменить их характер, частично или полностью отказаться от ранее поставленных целей. В ряде случаев, в зависимости от природы обществ. и гос. строя и характера В., ход и исход вооруж. борьбы существенно изменяют внутриполитич. и внешнеполитич. положение воюющих сторон, укрепляя или ослабляя его и вызывая изменения задач, лозунгов, методов политич. борьбы. В ряде случаев В. резко обостряет социальные антагонизмы, значительно усиливает остроту политич. борьбы, ускоряет развитие революц. процессов.
=====
В. как явление, свойственное человеч. обществу на определ. этапах его развития и целиком зависящее от общего хода этого развития, вместе с тем представляет собой специфич. обществ. явление, обладающее известной относит. самостоятельностью и в силу этого своими особыми законами.
=====
Марксистско-ленинская теория В. рассматривает наиболее общие законы, выражающие зависимость хода и исхода В. от соотношения сил воюющих сторон. Эти законы определяют зависимость хода и результатов В. от: 1) уровня развития производит. сил и экономич. строя воюющих гос-в (экономич. потенциал); 2) уровня развития науки и техники (научно-технич. потенциал); 3) социально-политич. строя; 4) идеологии и морального духа народа (морально-политич. потенциал); 5) боевой мощи вооруж. сил (воен. потенциал).
=====
История В. свидетельствует о неуклонном возрастании роли экономич. фактора в вооруж. борьбе. В. прошлого (до эпохи развития пром. капитализма) имели сравнительно узкую экономич. базу, так как велись при помощи довольно простых и сравнительно немногочисл. средств борьбы. Совр. В. ведутся при помощи самых совершенных и разнообразных технич. средств, применяемых в массовом количестве и обладающих огромной разрушит. силой. Обеспечение совр. сухопутных армий, морских и воздушных сил всем необходимым для ведения боевых действий требует громадного напряжения экономики воюющих сторон. "Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации" (там же, т. 30, с. 133). Ход и исход совр. В. в решающей степени зависят от соотношения экономич. возможностей противников. Эти возможности определяются уровнем развития производит. сил и природными богатствами страны. Первостепенное значение имеет экономич. организация общества, от к-рой зависят степень эффективности использования материальных и человеческих ресурсов, мобильность и живучесть экономики во время В. Социалистич. экономика обеспечивает более быстрое, целесообразное и действенное использование всех материальных возможностей в В., чем капиталистическая. В условиях ракетно-ядерной В. в огромной степени возрастает роль начального периода вооруж. борьбы. В связи с этим первостепенное стратегич. значение приобретают создаваемые в мирное время запасы ракетно-ядерного оружия, а также средства противодействия этому оружию, В совр. эпоху чрезвычайно повысилась роль открытий и достижений науки и техники в подготовке и ведении В., поэтому научно-технич. превосходство над противником — один из важнейших факторов, обеспечивающих победу в В.
=====
Первостепенная, все более возрастающая роль в совр. В. принадлежит морально-политич. фактору. В. втягивает в напряж. и длит. борьбу многомиллионные массы народа. "Безвозвратно канули в вечность те времена, когда войны велись наемниками или представителями полуоторванной от народа касты. Войны ведутся теперь народами..." (там же, т. 8, с. 34). Народы принимают участие в В. в составе массовых армий. В 1-й мировой В. участвовало св. 70 млн. солдат, во 2-й мировой В. — 110 млн. Нар. массы участвуют в В. и как создатели материальных средств ведения В. В то же время совр. В. связаны с огромными людскими и материальными потерями, с неслыханными разрушениями и бедствиями. Это еще более повышает значение морально-политич. фактора. От отношения народа к В. и степени его участия в ней зависят морально-боевые качества вооруж. сил, прочность или слабость тыла. Совр. В. является всесторонним испытанием не только физических, но и духовных сил народов, ее ход и исход определяются соотношением не только материальных, но и моральных возможностей воюющих стран — способностью их населения и армий выдержать в течение всей войны огромное напряжение, величайшие трудности и лишения и при этом сохранить мужество и волю к победе. В ракетно-ядерной В., к-рая в колоссальной мере увеличивает напряжение физич. и духовных сил народов, полностью стирает различие между фронтом и тылом, непосредственно вовлекая последний в боевые действия, роль моральной стойкости, выдержки и мужества нар. масс неизмеримо усиливается.
=====
Моральные возможности складываются под влиянием мн. факторов, среди к-рых гл. место принадлежит социально-политич. строю воюющей страны, характеру, целям, задачам В. Историч. опыт СССР и др. социалистич. стран свидетельствует о том, что социалистич. строй обеспечивает невиданную стойкость и героизм народа в справедливой В. против империалистич. агрессоров. Наоборот, моральные возможности империалистич. стран, создаваемые путем лживой пропаганды, демагогич. посулов всякого рода, потакания низменным инстинктам и развращения сознания людских масс, являются ограниченными, обнаруживают неустойчивость и сравнительно быстро истощаются под влиянием трудностей и испытаний В.
=====
Достижение победы в В. в решающей степени зависит от боеспособности и боеготовности вооруженных сил государства. Важнейшим фактором, определяющим боеспособность вооруж. сил, являются материальные средства борьбы: количество и качество оружия и боевой техники. С развитием производит. сил, науки и техники происходит непрерывное совершенствование вооружения. Массовое распространение новых видов вооружения вызывает коренные изменения в способах ведения воен. действий. Боевая мощь вооруж. сил зависит также от численности, организации и обученности войск, от командных кадров, от уровня развития воен. науки и воен. иск-ва. Боевые возможности армии в огромной степени определяются ее моральным состоянием. "Во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь" (там же, т. 31, с. 115). Основу морального духа войск составляют политич. и нравств. сознание народа, единство армии и страны, понимание справедливых целей В., патриотизм, вера в победу, доверие к политич. и воен. руководству. Особенности ракетно-ядерной В. (колоссальная сила оружия массового поражения и внезапность его применения, исключительно высокие темпы боевых действий, быстро меняющаяся обстановка, отсутствие сплошных фронтов и др.) предъявляют повышенные требования к физич. и моральным силам каждого воина.
=====
Реализация экономич., научно-технич., моральных и воен. возможностей в ходе В. обеспечивается политич. руководством и воен. командованием. В истории В. известны случаи, когда большие возможности гос-в не были использованы и армии этих гос-в терпели поражения. Историч. опыт свидетельствует о том, что огромное преимущество СССР и др. социалистич. стран состоит в том, что руководство, осуществляемое Коммунистич. партией, обеспечивает в случае В. наиболее быстрое, полное и действенное использование ресурсов и возможностей социалистич. гос-ва.
—***—***—***—
Современные буржуазные теории войны
=====
Наряду с экономич., политич. и воен. подготовкой новой мировой В. империализм ведет интенсивную идеологич. подготовку, задача к-рой — парализовать антивоен. движение нар. масс, дезориентировать простых людей относительно истинных причин воен. катастроф, внушить трудящимся мысль о неотвратимой неизбежности В., порождаемых якобы извечно существующими причинами естеств. и общечеловеч. характера, и тщетности борьбы с ними.
=====
В наст. время в бурж. социологии и историографии существуют многочисл. реакц. теории В. По характеру аргументации они разделяются на несколько осн. групп.
=====
Биологические теории утверждают, что причины В. кроются в биологич. условиях существования человечества. Так, неомальтузианство видит источник воен. конфликтов в перенаселенности Земли. Теория "социального дарвинизма", механически переносящая закономерности развития животного мира на человеч. общество, считает, что В. порождаются вечным законом развития природы и общества — законом борьбы за существование. Тезис о борьбе за существование — исходная посылка т. н. теории "выживания" (Н. Спикмен, Дж. Бёрнхем и др.). Эта теория появилась в США одновременно с возникновением политики "с позиции силы" и призвана дать ей теоретич. обоснование. Создатели этой теории заявляют, что в борьбе наций и гос-в за "выживание" первостепенная цель внутр. и внеш. политики — наращивание силы, особенно силы военной. Сила дает возможность диктовать свою волю тем, кто ею не обладает, и вырывать уступки у более слабых. Наиболее реакц. разновидностью биологич. теорий является расизм, произвольно делящий человечество на "высшие" и "низшие" расы, на "полноценные" и "неполноценные" нации и утверждающий право "высших", "полноценных" рас и наций господствовать над "низшими", "неполноценными" и добиваться этого господства всеми средствами, вплоть до В.
=====
Географические теории, среди к-рых осн. место принадлежит геополитике (Маккиндер (Англия), Хаусхофер (Германия), Дж. Киффер (США) и др.), пытаются объяснить происхождение В. особенностями географич. положения различных стран, борьбой якобы стесненных наций за "жизненное пространство". Геополитики из ФРГ, стремясь оправдать реваншизм зап.-герм. монополий, возрождение герм. милитаризма и нацизма, всячески пытаются доказать необходимость воен. ревизии установленных после 2-й мировой В. границ.
=====
Социально-этические теории (Дж. Ф. Ч. Фуллер (Англия), В. Пихт (ФРГ) и др.), возвращаясь к реакц. воззрениям Ницше и др. представителей реакц. философии 19 в., утверждают, что В. играют прогрессивную роль в истории общества, так как они "облагораживают" человека, содействуют воспитанию сильных и волевых личностей и сильных наций, к-рым предназначена особая историч. миссия. Т. о., эти теории тесно смыкаются с расистскими взглядами.
=====
Психологические теории (У. Мак-Дугалл (Англия), Л. Г. Браун, Л. Л. Бернард (США) и др.) объявляют источником В. человеческую психику. Нек-рые представители этого направления коренной причиной воен. конфликтов считают врожденную, по их мнению, агрессивность человеческого интеллекта. Другие заявляют, что к В. приводят массовые психоневрозы, возникающие как результат длит. подавления обществом инстинктов человека, и появление вследствие этого стойкого болезн. раздражения людей.
=====
Космополитические теории войны. Их авторы (Н. Эйнджелл, С. Стрейчи (Англия), М. Адлер, Дж. Дьюи (США) и др.) усматривают гл. причину воен. столкновений в антагонизме между нац. и общечеловеческими интересами. В., по их мнению, неизбежны пока существуют суверенные нации, к-рые стремятся защитить свои интересы в "анархическом мире" "анархическими методами". Выход из этого сторонники космополитизма усматривают в ликвидации нац. независимости и суверенитета народов и создании наднациональных, региональных и всемирных политич. организаций. Эти космополитич. проекты горячо одобряются и поддерживаются наиболее реакц. империалистич. кругами (гл. обр. в США), стремящимися к мировому господству.
=====
Марксизм-ленинизм разоблачает полную научную несостоятельность совр. бурж. теорий В. Убедит. опровержением их является развитие социализма, практически доказывающее возможность создания мира без В.
=====
В идеологич. подготовке новой В. бурж. социологи и историки часто прибегают к фальсификации истории В. и особенно 2-й мировой В. Многочисл. мемуары бывших гитлеровских генералов, произведения реакц. историков и публицистов переполнены ложным истолкованием фактов и прямой фабрикацией никогда не существовавших фактов, при помощи к-рых делаются попытки обелить герм. милитаризм, преувеличить роль Англии и США во 2-й мировой В. и преуменьшить роль СССР, дать "историческое" обоснование клеветнич. измышлениям о "коммунистич. агрессии" и "красном империализме", доказать, что для спасения западного "свободного мира" необходима превентивная В. против коммунизма. Ист. наука в СССР и др. социалистич. странах и прогрессивные историки в капиталистич. странах противопоставляют этой фальсифициров. истории достоверную историю В. новейшего времени, в т. ч. 2-й мировой В., разоблачают виновников империалистич. В. и организаторов новой мировой В.
—***—***—***—
Войны справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные
=====
Важнейшее место в марксистско-ленинской теории В. занимает вопрос о роли В. в процессе ист. развития общества. Марксизм-ленинизм требует диалектико-материалистич. конкретно- ист. подхода к решению всякой обществ. проблемы. Характер той или иной В. и ее воздействие на развитие общества не могут быть правильно поняты без изучения особенностей определ. ист. эпохи, ее основных противоречий и направлений социального прогресса, а также тех обществ. сил, к-рые представляют этот прогресс. Марксизм-ленинизм различает два рода В. — справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные. "...Бывают войны справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные, — писал Ленин, — войны передовых классов и войны отсталых классов, войны, служащие закреплению классового гнета, и войны, служащие к его свержению" (Соч., т. 29, с. 315). Несправедливые В. являются продолжением политики социального и нац. угнетения, справедливые — политики борьбы за освобождение от классового и нац. гнета и защиты народа от угрозы порабощения.
=====
В основе деления В. на справедливые и несправедливые лежит морально-политич. принцип их оценки с точки зрения интересов нар. масс — главной движущей силы ист. развития общества. Этот принцип применим к оценке всех В., но особо важное значение он имеет при анализе В. совр. эпохи, в к-рых морально-политич. фактору принадлежит первостепенное место в связи с огромным возрастанием роли народов в совр. В.
=====
Политич. цели В. отражают коренные интересы различных классов, занимающих в обществе прогрессивные или реакционные позиции. Таким образом, морально-политич. оценка В. (справедливая или несправедливая В.), выражающая отношение к ней передовых сил общества, неразрывно связана с анализом ее объективной ист. роли (прогрессивная или реакционная В.). Справедливые и несправедливые В.. оказывают различное влияние на ход мировой истории. Справедливые В. приводят к освобождению трудящихся от эксплуатации, а порабощенных народов — от чужеземного ига. Они содействуют утверждению новых, более прогрессивных производств. отношений, более совершенных форм обществ. и гос. устройства. Несправедливые В. в случае победы реакц. сил наносят величайший вред человечеству, тормозя поступательное развитие общества, вызывая усиление классового и нац. гнета, разгул реакции, разрушение государственности, материальных ценностей и культуры народов.
=====
Все справедливые В. играли прогрессивную роль в истории. Это прежде всего относится к революционным, освободительным В. эксплуатируемых классов и угнетенных народов, к В. социалистич. гос-в. Однако не все В., имевшие прогрессивные ист. последствия, являлись справедливыми. В обществе, развитие к-рого сопровождается социальными и нац. антагонизмами, прогресс осуществляется крайне противоречиво и актуальные ист. задачи решаются иногда не передовыми, а реакц. силами, не революционными, а реакц. методами. Поэтому нек-рые несправедливые В. имели известные прогрессивные последствия, к-рые, однако, не вытекали из сущности этих В., а были для них сопутствующим фактором. Так, напр., присоединение к России народов Средней Азии имело для них прогрессивное значение с точки зрения перспектив экономического, социального и культурного развития. Но это присоединение было достигнуто путем несправедливых, колониальных В. российского царизма, что привело к колониальному угнетению среднеазиатских народов и, следовательно, серьезно ограничило прогрессивные последствия этого присоединения.
=====
Истории известны В., к-рые велись эксплуататорскими классами, но были прогрессивными и справедливыми. Такие В. характерны для периодов становления новых обществ.-экономич. формаций, когда на смену старым эксплуататорским классам выдвигались эксплуататорские классы, связанные с более прогрессивным способом произ-ва и в силу этого отражавшие в известной мере интересы нар. масс. Вместе с тем эти В., как правило, содержали захватнические, несправедливые моменты, к-рые ограничивали их справедливый характер и в случае усиления вели к превращению освободит. В. в захватнические. В. И. Ленин показал это на примерах В. Франции в конце 18 — нач. 19 вв. и франко-прусской В. 1870-71.
=====
Оценку В. марксизм-ленинизм неразрывно связывает с практич. позицией рабочего класса и его партии по отношению к каждой В. Коммунисты осуждают В. между народами и ведут борьбу за полное устранение В. из жизни человечества. "Окончание войн, мир между народами, прекращение грабежей и насилий — именно наш идеал..." (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 264). Осуществление этого идеала неразрывно связано с борьбой за социализм и коммунизм. Однако в процессе этой борьбы могут оказаться исторически необходимыми революц.-освободит. В. в интересах народных масс, в интересах социализма. Марксизм-ленинизм считает, что при определ. условиях возможен мирный переход от капитализма к социализму. В совр. период эта возможность в значит. мере возросла. Пролетариат заинтересован в том, чтобы использовать эту возможность и совершить революц. преобразование общества без гражд. В. Но если эксплуататорские классы прибегают к вооруж. насилию над народом, революц. вооруж. насилие народа над эксплуататорами становится неизбежным. В этом случае отказ от революц. В. означал бы отказ от свободы и социального прогресса, увековечение эксплуатации и угнетения. Поэтому, призывая трудящиеся массы к решит. противодействию реакционных захватнических В., марксистско-ленинские партии считают своим долгом активно поддерживать революционно-освободительные В.
=====
Марксистско-ленинские принципы отношения к В. коренным образом отличаются от бурж. пацифизма, к-рый не видит связи В. с социально-экономич. основами капиталистич. строя, с агрессивной природой империализма и стоит на позициях абстрактного отрицания всякой В. Пацифизм внушает трудящимся массам иллюзорные представления о причинах и характере В., затрудняет им выбор правильного пути борьбы против империалистич. агрессии.
=====
Критикуя идеологию пацифизма, коммунисты в то же время поддерживают всех искренних противников В., в т. ч. и пацифистов, побуждая их к действенной борьбе за сохранение мира.
—***—***—***—
Исторические типы войн
=====
Разным эпохам общества присущи свои типы В., характер и историч. роль к-рых определяются в конечном счете противоречиями господствующего способа произ-ва. Классификация В. по типам связана с трудностями, т. к. каждая В. имеет свои индивидуальные особенности. Различные типы В. часто переплетаются друг с другом и редко выступают в чистом виде. В., типичные для одной эпохи, в силу неравномерности ист. развития могут происходить в рамках другой эпохи. Однако в каждой конкретной В. в специфич. форме проявляются законы развития господствующего способа производства и осн. тенденции социальной борьбы, определяющие наиболее важные и существ. стороны, присущие тому или иному типу В. Поэтому В. И. Ленин считал "...ошибочным теоретически и вредным практически не различать типов войн" (Соч., т. 35, с. 155). Основным критерием классификации ист. типов В. является их социально- политическое содержание.
=====
Войны рабовладельческого общества вырастали из противоречий способа произ-ва, основанного на эксплуатации рабов. Рабовладельческое хозяйство не могло развиваться без непрерывного притока рабов извне. Порабощение племен и народов средствами вооруженного насилия было важнейшим источником рабства.
=====
Осн. типами В. рабовладельч. обществ.-экономич. формации были В. рабовладельцев и революц. В. рабов; к последним примыкают по своему характеру нар. восстания и В. племен, защищавших свое независимое существование от нападений рабовладельч. государств или восстававших против своих поработителей.
=====
Войны рабовладельческих гос-в против племен, находившихся на более низкой стадии обществ. развития. Из этих В. рабовладельцы черпали осн. массу рабов. Такими В. сопровождалось становление и развитие рабовладельч. гос-в (напр., В. Египта в период Раннего и Древнего царств — 3-е тысячелетие до н. э.; В. кит. гос-в Шан (Инь) — 16-11 вв. до н.э., Чжоу — 11-3 вв. до н. э.; В. Рим. республики и Рим. империи и др.).
=====
Войны между рабовладельч. гос-вами велись за гегемонию в определ. географич. районе, ради захвата новых территорий и новых контингентов рабов, грабежа завоеванных стран, обладания источниками сырья, торг. центрами и путями. Крупные В. этого типа — В. шумерских гос-в за гегемонию в Двуречьев 1-й пол. 3-го тыс. до н. э.; многочисленные В. Ассирии, Вавилона, Египта между собой и с др. государствами во 2-м тыс. и 1-й пол. 1-го тыс. до н. э.; В. персидской державы Ахеменидов против Вавилона, Египта, Индии в 6 в. до н. э.; греко-перс. В. в 500-449 до н. э., в к-рых греки боролись за свою свободу и независимость; Пелопоннесская В. между греч. гос-вами — полисами в 431-404 до н. э.; В. Александра Македонского в Азии и Африке в 334-324 до н. э.; многочисл. В. Рима, особенно Пунические В. 264-241, 218-201, 149-146 до н. э., Македонские В. 215-205, 200-197, 171-168 до н. э., В. понтийского царя Митридата VI в 89-84, 88, 74-63 до н. э. и др.
=====
Войны между различными группами рабовладельцев, являвшиеся продолжением их борьбы за власть, за раздел завоеванных стран, захваченных рабов и добычи, напр. междоусобные В. в Китае периода Чжаньго ("Воюющих царств") в 5-3 вв. до н. э.; В. диадохов за раздел империи Александра Македонского в 321-276 до н. э. Типичной разновидностью таких В. являются многочисленные междоусобные В. в Римской империи (т. н. гражданские).
=====
Влияние захватнич. В. на рабовладельч. строй было крайне противоречивым: они увеличивали приток рабов и т. о. содействовали развитию рабовладельч. отношений, в то же время это вело к росту рабовладельч. латифундий, к усилению эксплуатации рабов, к разорению свободных крестьян и ремесленников, что вызывало обострение классовых противоречий и ускоряло процесс разложения рабовладельч. строя.
=====
Восстания рабов, многие из к-рых приобретали характер крупных революц. В., заполняют почти всю историю рабовладельч. общества. К наиболее значит. из них относятся: восстание Дао-Чже в царстве Цзинь (Китай) — 6 в. до н. э.; первое восстание рабов в Сицилии под руководством Евна — 137-132 до н. э.; восстание рабов и свободной бедноты в Малой Азии под руководством Аристоника — 133-129 до н.э.; восстание рабов под руководством Савмака в Боспорском царстве — ок. 107-106 до н.э.; 2-е восстание рабов в Сицилии — 104-100 до н. э.; великое восстание рабов в Риме под руководством Спартака — 73-71 до н. э. Восстания рабов часто переплетались с восстаниями широких нар. масс и освободит. В. племен.
=====
Народные войны-восстания были следствием обострения противоречий между крупными рабовладельцами и разоряющимися под влиянием роста рабовладельч. хозяйства свободными крестьянами и ремесленниками. Восстания эти часто выливались в большие нар. В. Таковы, напр., восстания в Двуречье (в юж. части Месопотамии) во 2-й пол. 3-го тыс. до н. э.; восстания "Краснобровых" в 18-27 (1 в. н. э.) и "Желтых повязок" в 184-185 в Китае; "багаудов" в Галлии в 270-280-е гг.; крестьян и колонов в Африке в 260-290-е гг. и др. Революц. В. рабов и нар. восстания расшатывали устои рабовладельч. строя, ускоряя процесс его разложения и гибели.
=====
Войны племен и союзов племен. В эпоху, когда в Азии, Африке и Европе существовали крупные рабовладельч. гос-ва, многочисл. племена — огромное большинство человечества — находились еще на стадии первобытнообщинного строя или различных этапах его разложения. В. племен в большинстве случаев носили на себе отпечаток сложного взаимодействия первобытнообщинного строя и рабовладения.
=====
В. между племенами происходили в основном по двум причинам: 1) потребности кочевого скотоводства вызывали перемещения племен на больших пространствах, в ходе к-рых возникали воен. столкновения из-за пастбищ (особенно крупные воен. столкновения племен падают на период т. н. "великого переселения народов" в 4-7 вв. н. э.); 2) с разложением общинного строя и зарождением классовых отношений племенная знать выступала организатором воен. нападений на соседние племена с целью их ограбления и порабощения. В ходе таких В. родоплеменная знать превращалась в рабовладельцев, складывались новые рабовладельч. государства (напр., превращение индийского племенного союза в рабовладельч. Мидийское царство — 7 в. до н. э., возникновение перс. гос-ва Ахеменидов в Иране в 6 в. до н. э., образование Македонской монархии в 5 в. до