Советская историческая энциклопедия

ВЕДЫ

Древнейший памятник инд. религ. лит-ры на т. н. ведич. санскрите. В. состоят из 4 сборников (самхит): Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. По мнению большинства совр. индологов, В. складывались во 2 — нач. 1-го тыс. до н. э. Для указанного периода В. — единств. лит., ист. источник. Важнейшими из В. являются Ригведа и Атхарваведа. Судя по геогр. названиям, Ригведа создавалась на терр. между pp. Кабулом и Гангом, Атхарваведа — в долине среднего течения Ганга. В. рисуют Сев. Индию, населенную племенами, различными по уровню социально-экономич. развития, физич. облику, языкам и диалектам, религ. представлениям и обрядам. Наиболее полно В. отразили жизнь племен, к-рых творцы ведич. гимнов называли арьями. Эти т. н. арийские племена занимались плужным земледелием, применяя, где нужно, искусств. орошение, разводили домашний скот (лошадей, коров, буйволов, коз, овец и т. д.), знали разные ремесла, умели обрабатывать медь, а в кон. 2 — нач. 1-го тыс. до н. э. стали употреблять и железо.

=====

В. показывают жизнь арийских племен, когда у них на базе достигнутого уровня производит. сил возникли частная собственность на движимое имущество, в т. ч. и на рабов, обмен, имуществ. неравенство и началось постепенное разложение первобытнообщинного строя. В В. нашла отражение сопровождавшая процесс разложения первобытнородового строя борьба между богатыми и бедными, между выделившейся родовой аристократией и рядовыми членами племен. В этой борьбе родовая аристократия постепенно ограничивала первобытнообщинную демократию и заставляла служить родовые органы управления (самиты и сабха) своим интересам.

=====

В В. рассказывается о племенных войнах, в результате к-рых еще более увеличивалось значение воен. вождей. В гимнах появляется мотив об исключит. роли вождя, к-рый, обладая карательной властью, сам не подлежит наказанию и получает дань с соплеменников и с покоренных племен. Правда, в гимнах не раз упоминается, что вождь ограничен волей племенного веча и совета из благородных людей. В одном из самых поздних гимнов Ригведы (X, 90) говорится, что люди не одинаковы по рождению, что брахманы (жрецы), кшатрии (воен. аристократия), вайшии (прочие свободные члены арийских племен) и шудры (по-видимому, племена, попавшие в зависимость от ариев) произошли из различных частей тела мифич. "первого человека", от его уст, рук, чресел и ступней. Наряду с арийскими племенами в В. упоминаются племена дасью, или даса. Из В. известно о быте большой патриарх. семьи, одежде и украшениях, увеселениях и особенно о религ. представлениях др.-инд. племен. В В. можно обнаружить зародыши той религ. философии, к-рая нашла дальнейшее развитие в Араньяках и Упанишадах. В. передавались изустно в брахманских семьях. Европейцы впервые начали изучать и издавать В. с нач. 19 в.

=====

Библиография по В. опубликована в кн.: "Vedic bibliography... since 1930", by R. N. Dandekar, Bombay, 1946. Из марксистской литературы о В. см.: Данге С. A., Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельч. строя, пер. с англ., М., 1950; Ильин Г. P., Др. Индия в XV-VI вв. до н. э., в кн.: Всемирная история, т. 1, М., 1955, гл. 25; Осипов А., Краткий очерк истории Индии до X в., М., 1948.

=====

A. M. Осипов. Москва.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте