Советская историческая энциклопедия

ВЕДОВСТВО

Мнимое уменье колдовскими способами влиять на силы природы, людей, животных и неодушевл. предметы. Вера в существование лиц (колдунов, ведунов, колдуний, ведьм), якобы обладающих подобным умением, возникла в первобытном обществе как фантастич. отражение в сознании людей непонятных им явлений природы, обществ. и личной жизни и стремления воздействовать на эти явления. Широкое распространение вера в В. получила в ср. века, чему способствовала христ., особенно католич., церковь, хотя, по ее учению, В. и считалось служением дьяволу. С одной стороны, церковь по существу использовала методы В., создавая культ святых, культ мощей и реликвий, вводя магич. обряды освящения, водосвятия и т. п.; с другой — она запугивала нар. массы могущественной сверхъестеств. "нечистой силой", будто бы подстерегающей человека, и заставляла верить, что от зла и гибели может спасти лишь церковь. Особенно легко оказывались жертвой самых диких суеверий женщины. Распространению суеверий способствовал общий низкий уровень культуры. Наиболее жестокое преследование В. в Зап. Европе началось в 15 в. В 1489 было издано руководство по устройству ведовских процессов ("Молот ведьм" Я. Шпренгера и Г. Инститориса, рус. пер. 1932). Ведовские процессы были средством отвлечения внимания угнетенных нар. масс от действит. виновников их бедствий, а также средством расправы с инакомыслящими, а иногда и политич. врагами (напр., т. н. ведовской процесс Жанны д'Арк). Ведовские процессы использовались для сведения личных счетов, захвата имущества и т. д. Последние ведовские процессы происходили во 2-й пол. 18 в. Пережитки веры в В. сохраняются до настоящего времени.

=====

Лит.: Сперанский Н., Ведьмы и ведовство, М., 1906; Мишле Ж., Ведьма, пер. с франц., М., 1912; Канторович Я. А., Средневековые процессы о ведьмах, СПБ, 1896; Сумцов Н. P., Колдуны, ведьмы и упыри Библ. указатель, Сборник Харьк. ист.-филологич. об-ва, т. 3, 1891.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте