Советская историческая энциклопедия
(от лат. Mons Vaticanus — один из семи холмов, на к-рых расположен Рим; итал. офиц. назв. — Stato della Città del Vaticano) — теократич. государство-город на части терр. Рима; официальная резиденция рим. папы. Под В. понимают также центр и правящую верхушку рим.-католич. церкви. История В. как центра рим.-католич. церкви восходит к раннему европ. средневековью (см. Папство).
=====
Гос-во В. возникло в 1929 на основе Латеранских соглашений между папским престолом и пр-вом Италии. Этим был положен конец т. н. "Римскому вопросу" — конфликту, возникшему между папством и пр-вом Италии в ходе борьбы за объединение Италии и в связи с ликвидацией в 1870 Папской области и включением ее терр. в состав Итал. королевства. Терр. В. 0,44 км2, нас. ок. 1 т. ч., из них подданных В. — ок. 700 чел. Кроме собственно терр. В., 13 зданий и радиостанция В., находящиеся в др. частях Рима, пользуются правом экстерриториальности.
=====
В гос-ве В. верховным сувереном является глава католич. церкви — папа римский. Он обладает законодат., исполнит. и суд властью. По его поручению управлением городом В. и общим надзором за деятельностью адм. аппарата ведает губернатор. Гл. источником действующего в В. права служит канонич. право. В. имеет свою армию — наемную швейцарскую гвардию (100 чел., 1959), жандармерию и для торжеств. церемоний — дворянскую и палатинскую гвардии из представителей рим. аристократии и буржуазии. Гос-во В. связано дипломатич. отношениями почти с 50 гос-вами, в том числе с гос-вами, где наибольшее распространение имеют некатолич. религии: Пакистан, Иран, ОАР, Индия, Швейцария, Япония, Турция и др. В. установил дипломатич. отношения с кликой Чан Кай-ши (на Тайване). При В. представлены и давно не существующие бурж. "правительства" Польши и Литвы.
=====
Ближайшими помощниками папы как главы рим.-католич. церкви являются кардиналы. С 1586 по 1958 кардинальская коллегия не могла превышать 70 чел. В декабре 1958 их число было увеличено до 75, в марте 1962 — до 87. Члены кардинальской коллегии назначаются папой из числа епископов разных стран. Как корпорация кардинальская коллегия играет решающую роль только при выборах папы (избираемого ею из ее же среды). Одна часть кардиналов возглавляет в Риме учреждения В. (кардиналы курии), другая — рим.-католич. епархии в разных странах (об учреждениях В., ведающих различными областями его релит.-политич. деятельности, см. ст. Римская курия). На протяжении столетий в кардинальской коллегии преобладали итальянцы. С 40-х гг. 20 в., в связи с активизацией папской политики в странах Америки, Азии и Африки, значительно изменился нац. состав кардинальской коллегии, в частности впервые в коллегии появились китаец (1946), индиец (1953), мексиканец (1959), японец, филиппинец и негр (из Танганьики, 1960). К марту 1962 из 87 кардиналов итальянцев было всего 30. Офиц. органы В — "Acta apostolicae sedis" и газ. "Osservatore Romano".
=====
В своей обществ.-политич. и религ. деятельности В. опирается на разветвленный по всему миру аппарат католич. церкви и связанные с ней религ. и светские орг-ции. По данным на 1960, аппарат католич. церкви в различных странах мира насчитывал св. 2 тыс. епископов, патриархов и др. представителей высшего духовенства, ок. 400 тыс. священников, св. 1 млн. чл монаш. и полумонаш. орденов, братств и т. п.
=====
Под прямым влиянием католич. церкви и В. находятся, а нередко являются и проводниками ее политич. курса, католические партии, христианские профсоюзы, миссионерские орг-ции (в колониальных странах), а также культурные, юношеские, женские, спортивные и др. об-ва, объединяемые в ассоциации — "Католическое действие". Орудием идейного влияния В. на широкие массы верующего населения являются контролируемые церковью науч., учебные и школьные учреждения, начиная с Папской АН (существующей в В. в совр. виде с 1936) и католич. ун-тов (св. 30: в Вашингтоне, Лувене, Лионе, Неймегене, Оттаве, Париже, Милане, в странах Юж. Америки и др.), кончая контролируемой католич. духовенством сетью средних и низших школ (в США, Франции, Италии, Испании, ФРГ, Бельгии, Нидерландах и др.). В. опирается в своей пропаганде на католич. органы печати, издательства, широко использует радио, кино и телевидение.
=====
В. владеет огромными капиталами, инвестированными в пром. и др. предприятия мн. стран. Согласно нек-рым отрывочным данным, приведенным в лит-ре (В. не публикует своего бюджета), В. владеет акциями на сумму 12 млрд. долл. Огромными капиталами владеют католич. ордена и орг-ции. По сведениям печати, один только орден иезуитов владеет акциями на сумму в 5 млрд. долл.
=====
Папский престол выступает представителем общих клас. интересов эксплуататоров всех стран, является непримиримым врагом коммунизма и освободит. борьбы трудящихся. В выступлениях пап и видных представителей церкви, посланиях католич. епископов и работах католических социологов ведется пропаганда антикоммунизма и отстаивается бурж. обществ. строй, как якобы богом установленный, частная капиталистич. собственность и клас. деление общества, проповедуется клас. сотрудничество (например, энциклика Пия XI "Quadragessimo Anno", 1931, многочисленные послания Пия XII по социальным вопросам, в частности послание к американской католической иерархии 6 ноября 1939, энциклика Иоанна XXIII — "Mater et Magistra", 1961, и др.).
=====
Стремясь оторвать рабочих от коммунизма и привлечь их на сторону церкви, В. и по его директивам церк. иерархии в ряде стран создали спец. орг-ции для религ.-политич. пропаганды на предприятиях. С этой же целью Пий XII в 1955 провозгласил 1 Мая церк. праздником "Плотника Иосифа".
=====
Гл. мотивом всей современной религ.-политич. деятельности В. является борьба с коммунизмом и социалистич. странами и с освободит. движением трудящихся во всем мире.
=====
В междунар. вопросах В. ориентируется на ведущие империалистич. державы и поддерживает наиболее реакц. режимы, принимая активное участие в политике империалистов, направленной против социалистич. стран. Начиная с ноября 1917 В. занимает враждебную позицию в отношении Советского гос-ва. В 1930 по призыву папы Пия XI была проведена широкая антисов. кампания(т. н. "Крестовый поход"), подхваченная реакц. силами мн. стран. В период между двумя мировыми войнами В. находился в союзе с фаш. пр-вом Муссолини, с к-рым папа заключил Латеранские соглашения и конкордат (1929), и гитлеровской Германией, с к-рой заключил конкордат (1933). В. активно поддержал начавшийся в 1936 фаш. мятеж в Испании, а со времени установления в Испании диктатуры ген. Франко (1939) находится в союзе с ним. В авг. 1953 был подписан конкордат с Испанией, а Франко был в декабре того же года награжден высшей ватиканской наградой — орденом Христа.
=====
В годы 2-й мировой войны В., целиком разделявший вражду держав "оси" к коммунизму и СССР, был одним из центров, где велись тайные переговоры между представителями Германии и Италии и представителями США и Англии о сепаратном мире и создании единого фронта бурж. гос-в против СССР. К концу войны и после нее В. выступал против предания суду воен. преступников и призывал к "милосердию" по отношению к ним, а многим из них помогал скрываться (напр., убийце миллионов людей Эйхману, преданному суду лишь в 1961).
=====
После 2-й мировой войны антикоммунистич. направленность политики В. еще более усилилась. В. занял враждебную позицию по отношению к странам нар. демократии, его представители в Румынии, Чехословакии, КНР и др. странах активно поддерживали заговоры империалистов против нар.-демократич. строя в этих странах. В. выступил на стороне контрреволюц. заговорщиков в Венгрии в кон. 1956.
=====
В июле 1949 ватиканская конгрегация "священной канцелярии" в целях разжигания вражды к коммунизму опубликовала декрет об отлучении от церкви коммунистов и всех поддерживающих коммунистич. партии, читающих и распространяющих коммунистич. печать. В апр. 1959 этот декрет был подтвержден в еще более решит. форме: католикам запрещалось под страхом отлучения поддерживать те орг-ции и партии, в т. ч. и называющие себя христианскими, к-рые сотрудничают с коммунистами.
=====
Вражда к социалистич. лагерю и коммунизму сделала В. сторонником агрессивной политики амер. империалистов, а также нем. реваншистов в ФРГ. В. враждебно отнесся к борьбе Сов. Союза за смягчение междунар. напряженности, за мирное сосуществование гос-в с различными социальными системами (напр., рождественское послание Пия XII в 1955, обращение его к Всегерм. католич. конгрессу в 1956). Видные представители В. стремятся разжечь ненависть к СССР у верующих-католиков (напр., выступление кардинала Оттавиани в Риме в янв. 1960 в связи с предстоявшей поездкой в СССР президента Италии, враждебная позиция епископатов США, Франции и Австрии к гос. визиту главы Сов. пр-ва Н. С. Хрущева в эти страны в 1959-60). Учитывая лишь настроения верующих, папа Иоанн XXIII призвал (сент. 1961) руководящих деятелей пр-в разрешить спорные вопросы путем переговоров. В то же время В. всецело поддерживает политику империалистич. гос-в.
=====
В. и его орг-ции (в т. ч. в странах Азии, Африки и Юж. Америки) враждебны нац.-освободит. движению народов и своими средствами поддерживают колонизаторов. После 2-й мировой войны В. стал прилагать большие усилия, чтобы укрепить и расширить позиции церкви в странах Азии и Африки, сбросивших с себя колониальный гнет (расширение католич. церк. орг-ций, подготовка служителей культа из местного населения и пр.). Программу неоколониалистской деятельности церкви в странах Азии и Африки изложил папа Пий XII в энциклике "Fidei Donum" (1957). Заметна все более явная тенденция В. к сотрудничеству с церк. руководителями и церквами др. исповеданий и религий для борьбы против нац.-освободит. движения народов и коммунизма (об этом свидетельствуют визит в Ватикан одного из наиболее реакц. представителей евангелич. церкви Германии епископа Дибелиуса в 1956, объезд кардиналом Агаджаняном (в 1959) ряда стран Востока, посещение В. главой англиканской церкви архиепископом Кентерберийским Фишером в 1960, участие представителей католич. церкви в качестве наблюдателей на конференции Всемирного совета церквей (протестантских и православных) в Нью-Дели в 1961 и др.). Политич. курс В., связавшего себя с империализмом, вызывает недовольство не только в прогрессивных кругах различных стран и среди широких масс католиков, но и в самой католич. церкви (о чем свидетельствует борьба течений в католич. партиях, участие католич. деятелей в движении в защиту мира, несогласие широких масс католиков и значит. части духовенства социалистич. стран с враждебной этим странам политикой В. и др.).
=====
Лит.: Лаврецкий И. Р., Ватикан, М.,1957; его же, Кардиналы идут в ад, М., 1961 (библ.); Волгин В., Ватикан — центр реакции и мракобесия, Л., 1960; Мэнхэттен А., Ватикан, пер. с англ., М., 1948; Михневич Д., Очерки по истории католич. реакции (Иезуиты), М., 1955; Тонди А., Иезуиты, пер. с итал., М., 1955; Шейнман М., Ватикан и католицизм в конце XIX — начале XX в., М., 1958; его же, Ватикан между двумя мировыми войнами, М.-Л., 1948; его же, Ватикан во Второй мировой войне, M., 1951; Канделоро Дж., Католич. движение в Италии, пер. с итал., М., 1955.
=====
M. M. Шейнман. Москва.