(др.-инд. Vasistha, букв. «самый богатый»)
в ведийской и индуистской мифологии один из семи божественных мудрецов — риши, олицетворяющих звезды Большой Медведицы. В. был сыном Брахмы, но вследствие проклятия лишился своего тела (РВ VII 56) и вновь рожден из семени богов Митры я Варуны, воспылавших страстью к небесной деве — апсаре Урваши (VII 33, 11-13). В гимнах седьмой мандалы «Ригведы» (которые ему приписываются) В. рисуется другом богов и прежде всего Варуны, принимающего его в своем доме, показывающего ему смену дня и ночи, берущего с собой на корабль (VII 88). В индийской традиции К служит идеалом брахмана; он и его потомки, составлявшие могущественный род васиштхов, считались домашними жрецами (пурохитами) царей Солнечной династии. Цикл мифов о В. посвящен вражде между ним и другим риши — Вишвамитрой, тщетно пытавшимся отнять у В. принадлежавшую ему Сурабхи — «корову желаний». По одному из этих мифов, когда В. был жрецом царя Калмашапады, Вишвамитра вселил в тело этого царя демона — ракшаса, и тот пожрал одного за другим сто сыновей В. В отчаянии В. стал искать смерти: он бросился вниз с горы Меру, но ее каменистое подножие сделалось мягким, как трава; он вошел в костер, но огонь стал прохладным; с камнем на шее он попытался утонуть в море, но волны вынесли его на берег; он погрузился в реку, кишащую крокодилами, но река обмелела, а крокодилы его не тронули. Вскоре после этого В. узнал, что вдова его старшего сына носит в чреве ребенка и что тем самым не прекратится его род. Успокоенный В. оставил мысли о смерти и, окропив Калмашападу священной водой, избавил его от ракшаса (Мбх. I 166-168). Другой миф рассказывает, что, задумав убить В., Вишвамитра приказал однажды реке Сарасвати принести ему В. на своих волнах. Однако, увидев, что Вишвамитра поджидает его на берегу с оружием в руках, В. повелел реке течь в обратную сторону. Сарасвати послушалась мудреца, а раздосадованный Вишвамитра на один год превратил ее воды в кровь (IX 42). Согласно »Вишну-пуране», женой В. была Урджа, дочь Дакши. Другие источники называют женой В. Арундхати, которой тщетно домогались А гни и Индра, а она, став олицетворением супружеской верности, была вознесена на небо в качестве утренней звезды.Лит.: Oldeberg Н., Über die Liedverfasser des Rigveda, "Zeitschrift fur deutschen Morgenländischen Gesellschaft., 1888, Bd 42, S. 199-247. П. А. Гринцер.