Советская историческая энциклопедия
1.
согласно "Нихонги" (сборник япон. мифов и сказаний, сост. в 720), один из первых проповедников конфуцианства в Японии. По преданию, В. был приглашен царем Одзин из корейского царства Пэкче и впервые привез в Японию "Лунь юй", а также книгу "Цянь цзы вэнь" ("Тысяча иероглифов"), по к-рым обучал кит. письменности и конфуцианским канонам членов царской семьи. В ист. лит-ре высказывалось мнение (В. Коростылев, Я. Б. Радуль-Затуловский), что сведения о В., содержащиеся в "Нихонги", не подкрепляются др. мат-лами и не могут быть приняты наукой. Историки, считающие В. реально жившим лицом, датируют его приезд в Японию обычно 4 в. (327), иногда концом 3 в. (285).
=====
Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947; Shigeki Kaizuka, Confucianism in Ancient Japan, "Cahiers d'histoire mondiale", 1959, v. 5 (No 1)
=====
К. А. Гамазков. Москва.
2.
центр Ванского р-на Груз. ССР. В эпоху неолита и бронз. века в р-не В. существовало древнее поселение, в антич. время (с 6 в. до н. э.) — город Колхиды Сурий (население занималось земледелием, металлообработкой, произ-вом ювелирных и гончарных изделий и др.); в период средневековья населенный пункт назывался Сачино. Небольшие раскопки производились в кон. 19 — нач. 20 вв. Систематич. археол. изучение антич. В. ведется с 1947. Раскопками обнаружены остатки камен. зданий, оборонит. сооружений, богатые погребения в камен. и бронз. саркофагах, содержавшие золотые украшения, серебряную посуду, монеты-колхидки и др. Обнаружено культовое захоронение человеч. фигурки из железа (выс. 30 см) с золотыми украшениями. Находки иноземной керамики и монет свидетельствуют о торг. связях В. с М. Азией, Аттикой и др.
=====
Лит.: Хоштариа Н. В., Археол. исследования в Вани и Ванском р-не в 1952, в кн.: Мат-лы по археологии Грузии и Кавказа, (т.) 2, Тб., 1959.
=====
ббл.
H. В. Хоштариа. Тбилиси.