(ед. ч. - др.-исл. valkyrja, букв. «выбирающая мёртвых, убитых»)
в скандинавской мифологии воинственные девы, подчиненные Одину и участвующие в распределении побед и смертей в битвах. Павших в бою храбрых воинов (эйнхериев) они уносят в вальхаллу и там прислуживают им — подносят питье, следят за посудой и чашами. В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») дается перечень В. (повторенный «Младшей Эддой»), некоторые их имена расшифровываются (Хильд — «битва», Херфьетур — «путы войска», Хлекк — «шум битвы», Труд — «сила», Христ — «потрясающая», Мист — «туманная»), другие — Скеггьельд, Скегуль, Гель (Гейр), Гейрахед (Гейрелуль), Рандгрид, Радгрид, Регинлейв — точной расшифровке не поддаются. Небесные В. вместе с норнами, определяющими судьбу всех людей при рождении, составляют категорию низших женских божеств — дис.В героических песнях «Старшей Эдды» В. приобретают черты женщин-богатырок. В. фигурируют в качестве возлюбленных героев Хельги и Велунда. В. Сигрдриву, в последующей традиции отождествленную с героиней популярного сюжета герм. эпоса о нибелунгах — Брюнхильд, Один погружает в сон и наказывает (она больше не будет участвовать в битвах и выйдет замуж) за то, что она его ослушалась и в поединке между конунгами дала победу не Хьяльм-Гуннару (которому Один обещал победу), а Агнару; ее пробуждает великий герой Сигурд («Старшая Эдда», «Речи Сигрдривы»).В исландской «Саге о Ньяле» сохранилась «Песнь валькирий» (или «Песнь Дерруда»); когда происходила знаменитая битва при Клонтарфе (1014) между ирландскими дружинами и скандинавскими викингами, двенадцать В., — рассказывается в саге, — ткали ткань из человеческих кишок и пели эту зловещую песнь.Лит.: Neckel G., Walhall. Studien über germanisches Jenseitsglauben, Dortmund, 1913; Ström F., Diser, nornor, valkyrjor. Fruktbarhetskult och sakralt Kungadöme i Norgen, Stockh.. 1954 (Kunglige vitterhets historie och antikvitets akademiens handlingar, fillologisk-filosofiska serien. [N] 1). E. М. Мелетинский.