Большая советская энциклопедия
Вагоне́тка
(франц. wagonnet, уменьшительное от wagon — Вагон)
открытый узкоколейный ж.-д. вагон для перевозки штучных и насыпных грузов на короткие расстояния. Конструктивно В. состоит из кузова, опорной рамы (шасси), колёсных скатов и автосцепки (См. Автосцепка) (реже сцепки). Для штучных грузов общего назначения применяют В. в виде платформ, для сыпучих — с жестко закрепленным или опрокидывающимся кузовом, с откидными стенками и т.п. Перемещаются В. локомотивами, самокатом по уклонам или своим ходом (так называемые самоходные В.). Грузоподъёмность В. 1—5 т, в отдельных случаях 8—10м и более. В. (рис.) применяют в шахтах, карьерах, в строительстве, на внутризаводском транспорте и т.д. Кроме обычных грузовых, имеются В. специального назначения: лесодоставочные, с цистернами для воды и горючего, путеизмерительные и др., а также рудничные пассажирские (вместимостью 6—18 человек).
Лит.: Евневич А. В., Горные транспортные машины, 2 изд., М., 1963.
А. А. Пархоменко.
Рудничная вагонетка с опрокидывающимся кузовом.
Вагонетка для внутризаводского транспорта с опрокидывающимся кузовом.
Вагонетка рудничная пассажирская.
Вагонетка саморазгружающаяся с откидным днищем и автосцепкой.