Новая философская энциклопедия
ЮСТИН, ФИЛОСОФ И МУЧЕНИК (Иустин) (Ἰουστῖνος) (ум. около 165, Рим) – святой отец и учитель Церкви, виднейший апологет 2 в. Родом из г.Сихем (рим. Флавия Неаполис, Палестина). Происходил из языческой греческой семьи, изучал стоическую, перипатетическую, пифагорейскую и платоновскую философию. Уже после обращения в христианство (в период 132–135, вероятно в Эфесе) он получил тогу философа и открыл собственную школу в Риме, где у него учился, в частности, Татиан [ТАТИАН]. Принял мученическую кончину в Риме при префекте Юнии Рустике. Творчество Юстина в целом представляет плодотворную встречу христианского Откровения и греческой философии; само слово «философия» входит в обиход патристики [ПАТРИСТИКА]. Основные его сочинения – две «Апологии» (ок. 150–155, Антонину Пию; ок. 161, Марку Аврелию), отвечающие на обвинения язычников, и «Разговор с Трифоном Иудеем» (после написания первой «Апологии»), полемизирующий с иудаизмом и представляющий учение Юстина. В духе доникейского богословия Юстин утверждает трансцендентность безначального, невыразимого Бога, который есть «Отец всего» и Бог по существу. В теории Логоса, созданной под влиянием Филона Александрийского [ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ]и стоиков, Юстин учит о том, что Второе Лицо, божественное Слово (Логос), вечно существует с Богом как «внутренняя мысль» (λόγος ἐνδιάθετος), совокупность божественных идей о мире (София), а акт творения мира связан с выражением, произнесением этой мысли (λόγος προφορικός). Т.о., Логос=Сын есть «Первородный Божий», Бог, однако, сам подчинен Отцу (субординационизм), получив самостоятельность только ради творения. Непостижимый Бог в мире является как «семенной Логос» (λόγος σπερματικός), через которого все существа причастны разумному началу; так еврейские пророки и греческие философы могли видеть истину, но лишь с воплощением Слова, т.е. Христа, она явилась полно и несокрыто. В своей антропологии Юстин был дихотомистом, говоря о человеке как о единстве тела и души, «причастной жизни». Эсхатология Юстина, где он учит о суде над мертвыми, характеризует его как хилиаста. Произведения Юстина служат источником по ангелологии и демонологии, а также содержат важные для истории ранней Церкви описания крещения и евхаристии.
Сочинения:
1. Saint Justin, Apologie, introd., texte critique, trad. et index par A.Wertelle. P., 1987;
2. Archambault G. Justin. Dialogue avec Tryphon, text grec, trad., introd., notes et index. P., 1909;
3. в рус. пер.: Соч. святого Иустина Философа, 2-е изд. СПб., 1895 (репр. М., 1996).
Литература:
1. Гусев Д.В. Св. Иустин Мученик и Философ. Казань, 1898;
2. Goodenough E.R. The Theology of Justin Martyr. Jena, 1923;
3. Barnard L.W. Justin Martyr. His Life and Thought. Cambr., 1967.
А.В.Михайловский