Новая философская энциклопедия
ЮНГЕР (Jünger) Фридрих Георг (1 сентября 1898, Ганновер – 20 июля 1977, Иберлинген) – немецкий философ и писатель. Как и его старший брат Эрнст Юнгер [ЮНГЕР], добровольцем принимал участие в 1-й мировой войне. Во Фландрии получил тяжелое ранение. В 1920 оставил рейхсвер в чине лейтенанта и изучал юриспруденцию. С 1926 жил как свободный писатель. Главную роль в формировании мировоззрения Юнгера как одного из ярких представителей молодого поколения консервативной революции [КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ]сыграло переживание войны. Принадлежа к «национал-революционному» направлению, далекому от практической политики, Юнгер в своей ранней публицистике выступил с проповедью «нового национализма», который был не определенной программой, а неким поиском метафизического характера «немецкого человека», не приемлющего идеалов либерализма, капитализма, марксизма и пацифизма и противопоставляющего цивилизованности буржуазной эпохи свой мир «элементарного» (Aufmarsch des Nationalismus, 1926). Так, в осмыслении войны, согласно Юнгеру, следует руководствоваться только героической установкой «прирожденного воина» и избегать присущей «гуманному мышлению» рациональной морализации, поскольку «война не есть нравственный феномен», а является непосредственным выражением жизни, воплощением стихии и судьбы. Высший смысл Юнгер видит в борьбе за невидимый «рейх», который определяет «высшую немецкую действительность», превосходя всякие государственные, народные и национальные формы («Воин и война» – Krieg und Krieger, 1930). В понимании войны как грандиозного процесса работы, а воина – как солдата-рабочего Юнгер во многом находился под влиянием своего брата периода 1920–30-х гг.
В 1930-е – нач. 40-х гг. Юнгер выступает преимущественно как автор поэтических сборников, а с выходом большого эссе «Совершенство техники» (Die Perfektion der Technik, 1946) начинается новый этап его творчества, когда он получает широкую известность в философских кругах. Эта книга непосредственно связана с постановкой вопроса о сущности техники в «Рабочем»Эрнста Юнгера. Механизация труда не создает ни досуга, ни богатства, но приводит к хищнической эксплуатации (Raubbau) земли и человека. Прогрессирующая техническая организация превращает ее функционера – рабочего в раба машины. Техника достигает совершенства в процессе вооружения, который имеет планетарный масштаб и подчиняет себе все ресурсы. Диагноз эпохи, предлагаемый Юнгером, фиксирует мир, находящийся под угрозой анархии и идеологии. В этом мире растущая автоматизация приводит к тому, что дух утрачивает свою родину. Отмеченные Ф.Г.Юнгером апокалиптические моменты технического развития отличают его анализ от описаний «Рабочего». Они критически обсуждались К.Ясперсом [ЯСПЕРС]и стимулировали последующую дискуссию по проблемам философии техники [ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ].
Эта критика прогресса и концепции «линейного» исторического мира нашла дальнейшее выражение в трилогии «Греческие мифы» (Griechische Mythen, 1947). Под влиянием Хайдеггера Юнгер говорит о том, что исцеление (Heil) станет возможным только тогда, когда на место человека техники, расточающей богатство мира, придет пастух земли и возделыватель. Под влиянием Ницше [НИЦШЕ]Юнгер говорит о «вечном возвращении», отражающемся во вневременной действительности мифических образов. К ницшеанским фигурам ясного Аполлона и таинственного Диониса он добавляет фигуру Пана – бога «пустоши» (Wildnis). Пустошь – это область нетронутого, невозделанная мать-земля, без которой не было бы ни поля, ни сада, т.е. всей культуры; «необозначенная, неназванная» пустошь внеисторична, но в ее «священном» истоке имеет начало и конец вся история.
Юнгер известен также как автор работ в области поэтики и философии языка.
Сочинения:
1. Nietzsche. Fr./M., 1949;
2. Maschine und Eigentum. Fr./M., 1949;
3. Gedächtnis und Erinnerung. Fr./M., 1957;
4. Sprache und Denken. Fr./M., 1962.
Литература:
1. Grenzmann W. Friedrich Georg Jünger. – Dichtung und Glaube. Bonn, 1952;
2. Richter A.H. A Thematic Approach to Friedrich Georg Jünger. Bern, 1982.
А.В.Михайловский