В мифологии алтайцев и шорцев верховное божество, демиург и громовержец, глава светлых чистых духов, населяющих небесную сферу мироздания. Эпитеты У. — «светлый», «белый», «белая светлость», «белый светлейший государь», «молниеносец», «громовержец», «палящий», «двигающий солнце и луну», «синий» (ср. ТЕНГРИ), богатый, обильный. Он именуется также Курбустанака (Кубустан-аакай, букв. «Курбустан-батюдпка»), сближаясь таким образом с монгольским Хормустой. У. восседает на золотом престоле в золотом дворце с золотыми воротами, находящемся над всеми светилами в высшей и центральной точке мироздания [вершина мировой горы (Алтын ту у алтайцев, Пустаг у шорцев, Согра у челканцев) либо 9-й, 12-й, 15-й ярусы неба]. Иногда У. представляется длиннобородым старцем (у шорцев), трехликим, «с тремя шапками» (тремя головами?), имеющим трех сыновей: Темир-каан, Сол-тыган, Дьажиган (у кумандинцев). В других случаях речь идет о семи сыновьях и семи (девяти, двенадцати) дочерях У. — «чистых девах». Зафиксировано большое количество имен сыновей У. (божеств-покровителей родов алтайцев): Каршит (иногда это прозвище самого У.), Кара-куш (см. КАРАКУС), Караш, Бурча-каан, Буура-каан, Бакты-каан (Вахтаган, Пактаган), Дьажил-каан и др. К сыновьям У. иногда причисляется также Дьайык (Яйык) — светлый небесный дух, часть божественной сущности У., посредник между ним и людьми, персонаж эсхатологических мифов (о всемирном потопе, светопреставлении). Мать У. — Таз-каан (у алтайцев), жена — Чаашин или Солтон (у челканцев).У. противостоит и подчинен Эрлик (в частности, карает он по распоряжению У.). Иногда У. — брат Эрлика (старший или младший), иногда его создатель либо его создание. Согласно одному из мифов, У. парит над безбрежным первобытным океаном и не находит островка суши или садится на единственный торчащий из воды камень; очевидно, он имеет облик птицы (утки). Эрлик, также в образе птицы, по поручению У. (или сам) ныряет за землей на дно океана. Иногда У., наученный обитающей в мировом океане Белой матерью (Ак эне), создает землю, небо, всех тварей и трех гигантских рыб, на которых держится земля. В шорском варианте У., находящийся вместе с Эрликом в пустоте, «от скуки» изготавливает небо, солнце, луну, звезды и ровную землю, а Эрлик воздвигает на ней горы, одну из которых, самую высокую и красивую (Пустаг, Мустаг, Согра), У. выбирает в качестве своего местопребывания. В некоторых алтайских мифах У. творит, находясь на «Золотой горе» (Алтын ту), а Эрлик по злому умыслу или неумению портит землю, покрывая ее кочками и топями. Существует миф, согласно которому У. (как и Эрлик) — один из семи братьев-праведников, спасшихся от всемирного потопа, устраивающий обновленную землю. Аналогично дополняют друг друга У. и Эрлик в антропогонических мифах (Эрлик вдувает в сотворенного У. человека душу). По некоторым мифам, У. добывает огонь, чтобы отогнать гадов и насекомых, вызванных к жизни Эрликом, но не сообщает секрет его добывания людям (они узнают его от коростеля; в других мифах добыванию огня У. учат лягушка или сыч).Этимология имени У. и его соотношение с бурятским мифологическим термином Ульгень (Улгэн эха, Улгэн дэлхэй — неперсонифицированное женское земное божество, см. ЭТУГЕН) неясны.Лит.: Потанин Г. Н., Очерки северозападной Монголии, в. 4, СПБ. 1883, с. 70-71, 218-20; Вербицкий В. И., Алтайские инородцы, М., 1893, с. 43-44, 89-93; Никифоров Н. Я., Аносский сборник, Омск, 1915, с. 240, 250; Анохин А. В., Материалы по шаманству у алтайцев, [Л.], 1924, с. 1-18; Каташ С. С., Мифы, легенды Горного Алтая, Горно-Алтайск, 1978, с. 15-16; Хлобина И. Д., Из мифологии и традиционных религиозных верований шорцев, в кн.; Этнография народов Алтая и Западной Сибири, Новосибирск, 1978, с. 70-73. С. Ю. Неклюдов.