(греч. tritonon, от tri-, в сложных словах — три и tonos — тон) — интервал, содержащий три целых тона. В диатонич. звукоряде три тона включают взаимно обращающиеся интервалы: увеличенная кварта (ув. 4) и уменьшённая квинта (ум. 5). Благодаря одинаковому количеству тонов ув. 4 и ум. 5 с одним общим звуком энгармонически равны. Т. — диссонирующий интервал; в ладовом отношении он обнаруживает обострённую неустойчивость, т. к. включает звуки (ступени) с ярко выраженными вводнотоновыми тяготениями: в натуральном мажоре Т. образуют IV и VII ступени, прилегающие к устоям на расстоянии полутона. В гармонич. видах минора и мажора содержится по 2 тритона; их образуют IV и VII, II и VI ступени (в миноре VII ступень повышенная, в мажоре VI ступень пониженная). Один тритон содержит натуральный минор (между II и VI ступенями), по два — мелодич. минор (между III и VI, IV и VII ступенями) и мелодич. мажор (между II и VI, III и VII ступенями). В зависимости от лада и состава ступеней Т. разрешается: ув. 4 в малую или большую сексты, ум. 5 в большую или малую терции (см. Ладовый ритм). При помощи хроматич. альтерации Т. можно образовать и от др. ступеней лада. Т. входит в состав диссонирующих аккордов: малого мажорного, малого вводного, уменьшённого септаккордов, уменьшённого трезвучия, их обращений и др. Акустика различает ув. 4 пифагорейскую (512:729), натуральную (32:45); ум. 5 пифагорейскую (729:1024) и натуральную (45:64). В равномерно темперированном строе (см. Темперация) Т. равен половине октавы.
Теоретически возможное продолжение квинтовой цепи до бесконечности в темперированном строе практически не осуществляется благодаря энгармоническому равенству звуков (см. Квинтовый круг); квинтовая цепь замыкается на шестом звене: в восходящем направлении вершина 6-й чистой квинты (fis) образует ув. 4 по отношению к исходному звуку (С); в нисходящем направлении основание 6-й квинты (ges) также образует по отношению к исходному звуку ув. 4, к-рая при энгармонич. замене становится ум. 5. Это указывает на наличие в квинтовом круге тональностей тритона, образующегося между исходным звуком и ступенью, далеко от него отстоящей. В др.-греч. ладах, как основных, так и побочных (гиполадах), при нисходящем мелодич. движении допускалось образование Т. Напр., в установившейся к 5 в. до н. э. системе, включавшей в себя весь диапазон употреблявшихся к тому времени в музыке Др. Греции звуков (от а1 до А), граничащий звук третьего тетрахорда (paramese (h)) мог быть соединён в рамках Т. со звуком parhjpate (f) третьего тетрахорда (см. схему в ст. Древнегреческие лады, колонка 306). В период раннего средневековья Т. считали неприемлемым интервалом, к-рый долгое время был запрещён в мелодич. и гармонич. виде (напр., в учении о сольмизации Гвидо д'Ареццо) как "diabolus in musica" ("дьявол в музыке"). В строгом стиле ход голоса на этот интервал не допускался; теоретически запрещалось даже мелодич. последование 2 больших терций, т. к. верхний звук 2-й терции образует Т. по отношению к нижнему звуку 1-й терции (напр., в последовании терций f — а и g — h). В более поздних муз.-теоретич. трудах Т. стали относить к диатонич. интервалам discordantiae perfectae (лат.- совершенно несогласные), применение к-рых запрещалось в мелодии песнопений, выдержанных в церковных ладах. С 16 в. запрет на использование Т. постепенно терял силу; в новом, контрапунктич. стиле, особенно в музыке драм. характера, допускалось применение Т. без разрешения его в тонику. См. Интервал, Диссонанс, Пифагоров строй.
Литература: Riemann H., Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898, B., (1920); Reese G., Music in the middle ages, N. Y., 1940, L., 1941; его же, Music in the Renaissance, N. Y., 1954, 1959; Moser H. J., Diabolus in Musica, в его кн.: Musik in Zeit und Raum, В., (1960).
В. А. Вахромеев.