(греч. trilogia, от tri-, в сложных словах — три, трижды и logos — слово, рассказ, повествование) — три пьесы, связанные развитием одного сюжета, общей идеей, единым авторским замыслом. Понятие Т. сложилось в др.-греч. драматургии; из др.-греч. Т. полностью сохранилась лишь "Орестея" Эсхида. В музыке Т. представляет собой, как правило, произв. оперного жанра. Объединение опер в цикл было обусловлено стремлением нек-рых композиторов романтич. направления (19 в.) к воплощению грандиозных замыслов; известны, напр., дилогия "Троянцы" Берлиоза (1855-59), тетралогия "Кольцо нибелунга" Вагнера (1848-76; сам Вагнер считал это соч. трилогией, т. к. рассматривал "Золото Рейна" как пролог). Несколько позднее в творчестве ряда композиторов появилась собственно Т. ("Пиренеи" Ф. Педреля, 1890-91; "Ипподамия" З. Фибиха, 1890-91; "Гомеровский мир" A. Бунгерта, 1896-1901; неосуществлённый замысел Р. Леонкавалло под назв. "Сумерки", связанный с эпохой итал. Возрождения). В России к трилогии Эсхила обратился С. И. Танеев в опере "Орестея" (1887-94), где части Т. превращены по существу в отд. акты единого спектакля. В 20 в. цикл из трёх опер на тот же сюжет создал Д. Мийо ("Агамемнон", 1914; "Хоэфоры", 1915; "Эвмениды", 1917-22). Совр. композиторы чаще пользуются термином "триптих" (О. В. Тактакишвили, "Три новеллы", пост. 1967, во 2-й ред. "Три жизни"). Изредка форма Т. применяется в др. муз. жанрах, хотя не всегда при этом используется самый термин. К сочинениям подобного рода можно отнести цикл из трёх симфоний Й. Гайдна — "Утро", "Полдень", "Вечер" (1761), а также программно-симф. Т. "Валленштейн" B. д'Энди (1874-81; по трилогии Ф. Шиллера). Приближаются к Т. "сценические кантаты" К. Орфа — "Carmina Burana", 1937, "Catulli carmina", 1943, "Триумф Афродиты", 1951.
Г. В. Крауклис.