Советская историческая энциклопедия

ТОРГОВЛЯ

Процесс реализации товаров посредством купли-продажи, обеспечивающий их продвижение из сферы произ-ва в сферу потребления; одна из важнейших отраслей народного х-ва. Характер и роль Т. определяются способом произ-ва.

=====

Т. в древности. Т. развилась из простейших форм натурального межплеменного обмена в первобытном обществе. Выменивались преим. предметы, не производившиеся в данной общине, на излишки продуктов земледелия, скотоводства, рыболовства, охоты, украшения, орудия труда и оружие; важным предметом обмена служило сырье (кремень, обсидиан, позже — металлы, ценные породы леса и др.). Широкий обмен уже имел место в высокоразвитых обществах докерамич. неолита (7-6-е тыс. до н. э.) в Чатал-Эюке (М. Азия) и Иерихоне (Палестина). Иногда продукты обмена совершали длинный путь, переходя от одного племени к др. (черное дерево из Судана в энеолитич. слоях Библа в Финикии, 4-е тыс. до н. э.; раковины Индийского океана в Майкопском кургане, 3-е тыс. до н. э.). На рубеже возникновения клас. общества с развитием обмена из общей массы товаров в качестве всеобщего эквивалента стал выделяться определенный товар — скот, зерно, раковины, шлифованные камни и др., постепенно наибольшее распространение получили металлы (чаще всего серебро), к-рые обладали свойствами однородности и делимости. Возникли весовые деньги. Сложились разные метрологич. системы (см. Метрология). В первых клас. обществах развивалась в осн. внеш. Т. В Двуречье 3-го тыс. до н. э. она была сосредоточена в руках тамкаров, храмовых или царских торг. агентов. Т. Двуречья особенно расширилась с 24 в. до н. э. во времена возвышения Аккада и III династии Ура. Существовали интенсивные сношения с Эламом, с М. Азией. В нач. 2-го тыс. до н. э. возникла интенсивная частная Т. (семейные торг. об-ва) между Месопотамией, Сирией и М. Азией, основанная на развитом частном кредите (предметы Т.: олово, серебро, бронза, ткани). Снаряжались мор. экспедиции за медью в Маган и Мелухху, на о. Дильмун (Бахрейн), через к-рый шли мор. пути в сев.-зап. Индию; с ней поддерживались оживленные торг. связи по морю и по суше (находки в Двуречье индийских печатей, в Индии — изделий из стран Бл. Востока). В ту же эпоху зародилась Т. в Египте. Известны торг. сношения Египта с Финикией (Библ) и странами Красноморского бассейна (Пунт). Непосредственные торговые сношения Египта и Двуречья этого времени не зафиксированы. Эгейский мир стал входить в междунар. Т. лишь со 2-го тыс. до н. э., когда были установлены торг. сношения с Кипром, Сирией и Египтом. Важнейшим торг. путем 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. был северосирийско-малоазийский, шедший через Мари или Ашшур.

=====

Ввиду низкого уровня развития товарного х-ва внутри отд. стран и сезонного характера производства очень большое развитие получил коммерч. кредит (включавший зачаточные формы вексельных операций), а на основе торг. накоплений — ростовщический кредит. В Двуречье 2-го тыс. до н. э. в законодат. памятниках фигурируют фиксированные царской властью цены на разные продукты и изделия, однако торг. док-ты древности говорят о зависимости цен от колебания рыночной конъюнктуры. 2-я пол. 2-го тыс. до н. э. характеризовалась распространением торг. обмена на новые области. Важную роль в Т. приобрели Угарит, города Финикии, ахейской Греции. В Ср. Греции (в Фивах) найдены цилиндры-печати с аккадо-язычными клинописными надписями сер. 2-го тыс. до н. э. Торговцы разных стран путешествовали по всем странам вост. Средиземноморья, ведя не только гос., но частично и самостоят. Т. Известны договоры разных гос-в, согласно к-рым тамкары этих стран пользовались на взаимной основе правовой защитой в стране своего пребывания и обладали в ней даже некоторыми привилегиями. Морская Т. этого времени была каботажной и шла между Эгейскими странами, Египтом, Кипром, Сирией, М. Азией. Находилась она в основном в руках сирийских и ахейских купцов. Начались также плавания в западное Средиземноморье (в Сицилию, на Пиренейский п-ов) за серебром и оловом. Одомашнение верблюда в кон. 2-го тыс. до н. э. сделало проходимой пустыню и связало Средиземноморье и Месопотамию с юж. Аравией, а через нее — с Африкой и Индией.

=====

На терр. Китая периода Чжоу (11-3 вв. до н. э.) существовали торг. связи между различными царствами и княжествами. С сер. 1-го тыс. до н. э. появились деньги, т. е. бронзовые и медные монеты в форме ножа, лопаты, диска с отверстием и т. д. С этого же времени в Китае стали развиваться частные товарно-ден. отношения и возник влият. слой торговцев. Однако развитие товарно-ден. отношений и частной Т. в древнем (и средневековом) Китае тормозилось экономич. политикой гос-ва, державшего монополию на внеш. Т. и осуществлявшего офиц. контроль над торговцами, чей социальный статус был низким.

=====

После нашествия "народов моря" на вост. Средиземноморье (ок. 1200 до н. э.) средиземноморская Т. перешла в руки финикийских купцов, основывавших, начиная с 12-11 вв. до н. э., свои колонии в вост. и зап. Средиземноморье. Среди них еще в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. выделился Карфаген, игравший вплоть до 3 в. до н. э. основную роль в Т. Зап. Средиземноморья и посылавший торг. экспедиции в зап. Африку, Зап. Европу. Города финикийской метрополии скупали и перепродавали добычу ассир. завоевателей. Важнейшей статьей экспорта была крашенная пурпуром шерсть. В 1-м тыс. до н. э. большое значение имели Т. Вавилонии с Ираном и далее — с Индией, а также торг. путь из Юж. Аравии в Газу (Палестина), по к-рому транспортировались благовония и пряности (т. н. дорога благовоний).

=====

В сер. 7 в. до н. э. в Лидии (М. Азия) началась чеканка металлич. денег. В 7-6 вв. Т. получала все большее развитие в нек-рых р-нах Бл. Востока: так, в Вавилонии в период Нововавилонского царства (626- 538 до н. э.) и во время господства Ахеменидов, напр., широко развился коммерч. кредит и возникла сеть крупных торг. домов ("Сыновья Эгиби" в Вавилоне, "Сыновья Мурашу" в Ниппуре), ведших большие операции в области внеш. и внутр. Т. С 6 в. до н. э. вели интенсивную Т. греч. колонии (на терр. Италии и Сицилии). Энергичную торг. деятельность с 6 в. развернули этрусские города (Тарквинии, Цере, Ветулония, Арреций, Клузий и др.).

=====

Ахеменидская держава в 6 — нач. 5 вв. до н. э. содействовала развитию Т. строительством дорог, почтовых станций, введением единой ден. системы и чеканкой монеты (дарик) и пр. Ведущую роль играла финикийская Т., к-рой покровительствовали Ахемениды; финикийцы вывозили хлеб, крашеную шерсть, благовония, рабов и т. д., однако впоследствии налоговая и торг. политика Ахеменидов привела к упадку Т.

=====

С 5 в. до н. э. с ростом производит. сил, разделением труда, становлением т. н. классического рабства и простого товарного х-ва бурно развилась Т. в Др. Греции. Близость моря, изрезанность береговой линии, обилие бухт обусловили преобладание морской Т. Греки вывозили в страны Средиземноморья и в Причерноморье гл. обр. готовую с.-х. и ремесл. продукцию (вино, масло, керамику, светильники, ткани, металлич. и ювелирные изделия), а ввозили полуфабрикаты (кожи, папирус, железные крицы, рукоятки для мечей), сырье (металлы, особенно олово, слоновую кость, ладан, дерево), а также зерно, скот, соленую рыбу, солонину и др., меньше — готовые изделия (стеклянные предметы, льняные и шелковые ткани, ковры). Большую роль в Т. с 5 в. до н. э. играла работорговля. Осн. торг. путями были: зап. (Коринф — Тарент — Сиракузы — Массилия и далее по терр. Испании или по р. Рона); сев.-вост. (Афины — проливы — Причерноморье); юго-вост. (Афины — Родос — Кипр — Финикия). В эллинистич. эпоху (с кон. 4 в. до н. э.), наряду с морской, получила большое развитие сухопутная, особенно караванная Т. Неск. крупных караванных дорог связывали эллинистич. гос-ва. Осн. торг. магистралью Египта была р. Нил, по к-рой товары с Ю. шли на С. страны, а оттуда через Пелусий — Газу в финикийские города или в Дамаск, из к-рого через сиро-месопотамскую пустыню к Евфрату, затем в Вавилон и к Персидскому зал. или через горные проходы в Элам и далее в Сузы. Важным торг. путем был путь от Антиохии на Оронте к Дура-Европос, через сев. Месопотамию и горные проходы Загроса к Экбатане, через Каспийские ворота в Бактрию и через Кабур (совр. Кабул) в Индию. Большую роль играл торг. путь с берегов Эгейского м. к Сардам и через М. Азию к Евфрату. Важное значение постепенно приобрел открытый во 2 в. до н. э. т. н. Великий шелковый путь из Китая в страны Ср. и Передней Азии. Торг. связи по этому пути особенно распространились в 1-2 вв. н. э. Морская и караванная Т. эллинистич. времени была преим. оптовой и велась богатыми купцами, иногда объединявшимися в религ.-купеч. корпорации (в Афинах, на Делосе, Родосе, Боспоре). Купцы, привозившие крупные партии товаров, частью сами сбывали их, частью перепродавали перекупщикам. В греч. полисах гос-во не вмешивалось в торг. операции, но преследовало спекуляцию хлебом. В эллинистич. время Т. находилась под контролем центр. власти, особенно строгим он был в Египте. Осн. торг. центрами 5-4 вв. до н. э. были Афины, Коринф, Милет, Мегара, в 4-1 вв. до н. э. — Сиракузы, Родос, Делос, Пергам, Антиохия на Оронте, Александрия. Развитию Т. этого времени способствовало широкое распространение монетного обращения и известная унификация монетных систем (преобладание афинской монеты в басс. Эгейского м. с сер. 5 в. до н. э., единообразие монетных систем в эллинистич. гос-вах). С 4 в. в Греции появились начальные формы кредита, безналичные расчеты, векселя, что облегчало торг. операции. Наряду с оптовой Т., большую роль играла розничная Т., к-рая велась обычно на специально построенных торг. площадях-агорах, застроенных лавками, торг. помещениями, складами. Наибольшее развитие Т. древности получила в Риме 1 в. до н. э. — 2 в. н. э., т. к. именно в это время рабовладельч. способ производства и развившееся в его рамках товарное произ-во достигли расцвета. Этому способствовало также объединение всего Средиземноморья в рамках римского государства. К этому времени стали складываться элементы средиземноморского рынка. Получила свое дальнейшее развитие морская Т., связывавшая как различные римские провинции, так и все римское гос-во с соседними народами. Важное значение приобрела сухопутная Т. (чему способствовало создание разветвленной сети дорог, опоясывавших Италию и Средиземноморье), а также речная Т. по Тибру, По, Роне, Рейну, Дунаю. Каждый римский город становился вместе с тем торг. центром ближайшей округи или области, в к-ром велась интенсивная Т. продуктами питания, рабами, ремесл. изделиями, предметами роскоши. На особых площадях-форумах были оборудованы спец. здания для продажи того или иного товара (напр., мясной ряд или здание для Т. шерстью в Помпеях; грандиозный пятиярусный Траянов рынок с более чем 150 лавками в Риме), складскими помещениями, местами для подвоза. Нек-рые рим. города стали крупными средиземноморскими торг. центрами: Рим, Остия, Путеолы, Капуя, Аквилея, Тарент, Родос, Эфес, Антиохия, Дамаск, Пальмира, Александрия, Карфаген, Новый Карфаген, Гадес, Массилия, Колония-Агриппина и др. Т. вели богатые купцы и крупные религ.-торг. корпорации, превышавшие по численности и богатству эллинистические купеч. союзы. Купеч. объединения имели значит. средства, собственные корабли, склады, своих должностных лиц, устав, а также храмы и алтари богов-покровителей. Существовал и многочисл. слой мелких розничных торговцев. До 3 в. н. э. рим. правительство мало вмешивалось в торг. операции частных лиц, однако со времени Северов (193-235) торг. корпорации попали под гос. контроль, к-рый при Диоклетиане и Константине стал очень строгим. Находки римских вещей (изделия из стекла, бронзы, светильники, керамика, оружие) и монет в Центр. и Вост. Европе и на Бл. Востоке свидетельствуют о большом развитии рим. внеш. Т. Ее объектами были преим. предметы роскоши (пряности, благовония, ювелирные изделия и украшения, дорогие вина и ткани, экзотич. предметы). Однако более широкому развитию Т. в античности и ее влиянию на произ-во препятствовало лежащее в основе рабовладельч. производства натуральное х-во, а также несовершенство транспортных средств (маловместительные повозки, суда, барки, вьючный транспорт) и тары, примитивизм средств измерения (весов и гирь). Кризис рабовладельч. способа произ-ва в Рим. империи в 3 в. привел к сокращению товарного произ-ва и Т.

=====

Т. при феодализме. В период раннего средневековья Т. была наиболее развита в странах Азии, прежде всего в Китае и Индии. Китай активно участвовал в междунар. Т., поставляя изделия из железа, серебра, олова и меди, шелк, бумагу, фарфор. Ввозились нек-рые металлы, пряности, лекарств. растения. Индия поставляла на междунар. (зап. и вост.) рынки хл.-бум. ткани, благовония, голубую краску индиго, слоновую кость и др. Сбыт на европ. рынках находили сирийские и египетские ткани, изделия из стекла и металла и др.

=====

В Европе в этот период Т. (внешняя и особенно внутренняя) не имела существенного значения в общем развитии экономики. При господстве натурального хозяйства в торг. оборот поступали случайные излишки произ-ва и товары, к-рые в силу географич. условий не производились или не добывались в том или ином р-не: соль, меха, металлы, иногда оружие, вино. Во внеш. Т. поступали гл. обр. предметы роскоши (б. ч. вост. происхождения): шелк, ткани, пряности, ювелирные изделия, драгоценные металлы (араб, серебро), янтарь.

=====

Посредническая Т. между отд. р-нами и странами обычно велась жителями прибрежных р-нов (при слабом развитии трансп. средств того времени гл. роль играли мор. и речные торг. пути), странствующими купцами. Морская Т. стран Юж. и Юго-Вост. Азии находилась в руках малайцев, к-рые на своих кораблях перевозили товары из Индии и Китая. В Т. между Европой и Азией гл. посредником была Византия ("Константинополь это — золотой мост между Востоком и Западом..." — Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 240), в руках к-рой находились выходы к Средиземному и Черному морям. Караванные пути в Индию и Китай проходили по терр. Ирана (борьба за торг. пути играла важную роль в ирано-визант. войнах 6-7 вв.). Со времени араб. завоеваний 7-8 вв. в караванной Т. стран В. и З. (проходившей, как и в древности, по т. н. Великому шелковому пути) гл. роль стали играть арабы. Посредниками в морской Т. между странами Европы выступали норманны, сочетавшие Т. с грабежом.

=====

Крупные изменения в европ. Т. произошли в период развитого феодализма (11-15 вв.). Они были подготовлены ростом произ-ва, отделением ремесла от сел. х-ва и повсеместным образованием городов как центров ремесла и Т. Города втягивали в Т. с.-х. население округи, снабжавшей город продуктами питания (хлебом, мясом и др.), сырьем для развивавшихся ремесел (кожами, шерстью) и получавшей из города орудия труда, ткани, импортные продукты питания (соль). Т. продуктами массового потребления создавала сеть мелких местных рынков, вовлекавших в товарно-ден. отношения и непосредственного производителя (крестьянина и ремесленника) и феодала. Т. способствовала процессу коммутации ренты, раньше всего развернувшемуся в странах высокого развития внутр. Т. Местные рынки, имевшие своими центрами города и ярмарки, с развитием Т. укрупнялись, превращаясь в нац. рынки и способствуя политич. централизации (так, в Сев. Франции оказались тесно связанными города по Сене, Уазе, Марне, Сомме, Верх. Соне и Сред. Луаре, объединившиеся вокруг Парижа как нац. центра). В тех р-нах, где внеш. Т. преобладала над внутр., где существовали крупные торг. города, власть в которых принадлежала верхушке купечества и к-рые не были заинтересованы в развитии внутр. нац. рынка, процесс централизации и образования нац. гос-в шел замедленным темпом (Италия, Юж. Франция, Германия). Европ. внеш. Т. была сосредоточена в двух осн. р-нах — Средиземноморье и Балт. и Сев. морях. На Средиземноморье господствовали итал. (Амальфи, Пиза, Венеция, Генуя), южнофранц. и исп. (Марсель, Барселона) города. Итал. города, торг. значение к-рых было велико уже в предшествующий период, особое влияние приобрели после крестовых походов, в результате к-рых итал. купцы, оттеснив арабов и византийцев, захватили в свои руки посредническую Т. между В. и З. Первенствующую роль играли итал. торг. города Венеция и Генуя, опиравшиеся на сеть своих колоний в басс. Средиземноморья. Наряду с товарами итал. произ-ва эти города торговали и вост. традиционными товарами, среди к-рых возросло значение золота, добывавшегося в Африке (в басс. Нигера и р-не Сенегала). На С. Европы Т. велась по Балт. и Сев. морям. Из Швеции вывозились цветные металлы и железо, из Норвегии рыба, из России пушнина и воск, из Прибалтики воск и (с 16 в.) хлеб. Фландрия, Сев. Германия, а затем и Англия снабжали этот регион сукнами разного качества и цены. Сев. и Юж. Европа не были разделены непроходимыми границами. Вост. товары продавались и на С. северные находили сбыт и на Ю. (напр., рус. меха с помощью ганзейцев регулярно поступали в Венецию). На ярмарках Шампани в 12-13 вв. продавались дорогие вост. товары, шелка, хл.-бум. ткани, предметы роскоши и пряности, доставленные итал. купцами, сукна, привезенные флам. и флорентийскими купцами, чеш. сукна и кожи, англ. шерсть и цветные металлы (олово и свинец). Посредниками между Сев. и Юж. Европой выступили южно-нем. города Аугсбург, Нюрнберг и др. Города по Верх. Рейну и Дунаю были связаны с Венецией, Кёльн и др. города по Ср. и Ниж. Рейну — с Францией и Фландрией.

=====

На ср.-век. Т. и ее орг. формы решающее влияние оказывал весь характер феод. способа произ-ва — господство натурального х-ва, узость внутр. рынка, трудности сбыта и др. В каждой стране (а в условиях феод. раздробленности и в каждом отдельном феод. владении и в каждом городе) были специфич. условия рынка, свои цены, монета, меры и т. д. Внутр. Т. была затруднена также отсутствием единого таможенно-тарифного режима, наличием многочисл. дорожных сборов и т. д. В организации ср.-век. Т. большую роль играли всевозможные привилегии (вплоть до привилегий монопольной Т. определенными товарами в том или ином географич. пункте или р-не), строгая регламентация Т. и др. Для ср.-век. Т. (особенно на ее ранних этапах) было характерно неполное отделение торг. функций от ремесленных — ремесленник и купец часто соединялись в одном лице. В городах существовали торг. ряды и рынки, в каждом из к-рых производилась Т. только определенного рода товаром. Местные ремесленники имели исключит. право розничной Т. предметами своей специальности, приезжие купцы (т. н. гости) — только право оптовой Т., при этом количество товаров, к-рое они могли продать, было строго определено. "Гости" подвергались и другим ограничениям (напр., им разрешалось торговать лишь в определенное время — во время годовых ярмарок или неск. раз в год). Отдельные ср.-век. города обладали правом принуждать купцов, проезжавших через город или его окрестности, выставлять в нем свои товары на продажу (см. Складочное право). Ср.-век. купечество (ведущее межгор. и междунар. Т.) объединялось в гильдии, к-рые получали различные привилегии, добиваясь монополии на различные виды Т. Другой формой орг-ции ср.-век. Т. были торг. фактории (фондако), земляческие объединения купцов, ведущих дела в том или ином крупном торг. центре. Иногородние и иностр. купцы обычно жили в гор. торг. подворьях, где также хранились и сбывались их товары. Посредническую Т. в определенных р-нах нередко монополизировали объединения торг. городов (северогерм. Ганза — Т. в р-не Сев., Зап., Вост. и отчасти Центр. Европы, Лондонская ганза — Т. англ. шерстью и фландрскими сукнами во Фландрии). Крупные торг. города и объединения городов вели войны за захват торг. опорных пунктов, за получение особых привилегий в Т. и политич. влияние в др. странах (напр., война Ганзы с Данией 1367-1370, многочисл. войны Венеции и Генуи за преобладание на Средиземном м. и др.).

=====

В период позднего средневековья (16 — сер. 17 вв.), с возникновением капиталистич. уклада, произошли существенные сдвиги в Т. В экономически развитых странах Европы она содействовала разложению феод. отношений, была одним из мощных рычагов т. н. первоначального накопления. Напротив, в странах с более замедленным экономич. развитием Т. иногда стимулировала возвращение к крепостническим и даже рабским формам эксплуатации, подчиняла местное производство интересам европ. капитала. Возросло значение торгового капитала и тесно связанного с ним ростовщич. капитала (см. Ростовщичество); купец-скупщик нередко превращался в капиталиста-предпринимателя (см. Мануфактура).

=====

Гл. явлением внутриевроп. Т. было образование единого нац. рынка (прежде всего в Англии и Франции), чему способствовала торг. политика абсолютистских гос-в (меркантилизм и протекционизм).

=====

В результате Великих географических открытий появились новые направления Т.: одно — в Сев. и Юж. Америку через Атлантич. океан, другое — в Индию и Китай мор. путем вокруг Африки (в результате тур. завоеваний в Передней Азии и на Балканском п-ове в 15 в. сухопутный торг. путь на В. был почти полностью закрыт для европ. купцов). На первом из них господствовала Испания, на втором — Португалия, вытесненные позднее Голландией, а с 18 в. — Англией. Эти же страны вели и Т. рабами (гл. обр. с зап.-афр. побережья); мировыми рынками рабов стали Лисабон и Гоа. Перемещение гл. торг. путей со Средиземного м. на Атлантич. океан привело к уменьшению для Европы удельного веса средиземноморской Т. (хотя она и в 16-18 вв. сохраняла для нек-рых стран, особенно для Франции, большое значение) и роли итал. городов как торг. посредников Европы с заморскими странами. На первое место стали выдвигаться в качестве ведущих центров крупной колониальной Т. Лисабон в Португалии, Севилья в Испании, Антверпен в Нидерландах. Все они были центрами крупной колониальной Т., основанной на неравноправных условиях, сопровождавшейся грабежом, насилием и обманом. В Европу хлынул поток полученных за бесценок товаров: золота, серебра, кофе, чая, риса, опиума, хлопка, табака и др. Важным фактором экономич. жизни 16-17 вв. стала "революция цен". В этот период возникли новые формы организации Т. Появилась биржа — фондовая (где совершались сделки по купле-продаже ценных бумаг) и товарная (где торг. сделки заключались лишь по образцам товаров, а позднее и вообще без предоставления наличных товаров); гл. в этот период была Антверпенская биржа. Наиболее характерной формой купеч. организаций стали торговые компании. С открытием новых стран и возникновением колониальной системы Т. приобрела мировой характер. Для сбыта товаров были открыты новые, огромные по своим возможностям рынки Азии, Африки, Америки; складывался мировой рынок. В междунар. отношениях на первый план выступает борьба за овладение мор. путями, рынками сбыта и сырья; большинство крупных войн 17-18 вв. носило характер т. н. торг. войн (Англоиспанские войны, Англо-голландские войны и др.). Т. при капитализме. В условиях капитализма роль и значение Т. меняются коренным образом по сравнению с докапиталистич. формациями. Торг. капитал превращается в агента пром. капитала, выступает в качестве обособившейся части пром. капитала, функционирующей в сфере обращения. Рост капиталиста. Т. сопровождался развитием нац. рынков и совершенствованием орг. форм Т. Чрезвычайно быстро возрастали роль и размеры оптовой Т., чему способствовало развитие транспорта (особенно ж.-д. стр-во), стр-во огромных по тем временам товарных складов. Возрастали масштабы торг. операций между городом и деревней. Эти процессы получали внеш. выражение в возникновении огромных рынков в городах (напр., крупнейшие рынки Лондона — Биллингсгейт, Лиденхолл, Смитфилд, Спитлфилдс, Ковент-Гарден, Фултонский рыбный рынок в Нью-Йорке, Фэнельский рынок в Бостоне и др.; во Франции стр-во центр. рынков, начатое в 1851, было одним из важных элементов реконструкции Парижа; сооруженные в порядке выполнения этого плана 10 рыночных павильонов стали образцовой "моделью" для др. стран).

=====

Одним из последствий промышленного переворота был, наряду с развитием внутр. Т., быстрый рост масштабов внешнеторг. операций. Развитие техники и рост пром. произ-ва в Англии повлекли за собой наводнение мирового рынка англ. пром. (раньше всего — текстильными) изделиями. Продукция англ. текстильной пром-сти подорвала кустарное произ-во в Индии и вызвала массовое разорение инд. хлопкоткачей. Так же успешно конкурировала англ. пром-сть с продукцией металлургич. пром-сти, с изделиями из металла, фарфора и фаянса, изготовлявшимися в др. странах. С сер. 19 в. из Англии начинают вывозиться прядильно-ткацкие станки и машины.

=====

Развитие капитализма сопровождалось изменением экономич. воззрений и торг. политики. Меркантилизм и протекционизм уступают место бурж.-либеральной концепции "Laissez faire, laissez passez" ("не мешайте действовать"). На смену мелочной регламентации Т. приходит теоретич. обоснование "свободы конкуренции", нашедшее наиболее яркое выражение в трудах представителей англ. классич. политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо). Уже англо-франц. торг. договор 1786 пробил серьезную брешь в системе меркантилизма, а отмена хлебных законов в Англии в 1846 ознаменовала победу сторонников свободы Т. (см. Фритредеры), к-рая помогла передовой в то время англ. пром-сти завоевывать мировой рынок.

=====

В 1-й пол. 19 в. Лондон стал мировым торг. и финанс. центром. Расширение сферы деятельности банков Великобритании во главе с Англ. банком, развитие кредита содействовало "экономии" золота (его замещали долговые обязательства, банкноты) и укреплению англ. фунта стерлингов, к-рый стал выполнять роль междунар. расчетной единицы.

=====

Рост Т. в условиях капитализма содействовал развитию производит. сил. Но в то же время бесплановый, анархич. характер капиталистич. Т. стал с 19 в. одним из факторов периодически повторяющихся кризисов экономических, наносивших все более ощутимый урон экономике охваченных кризисом стран.

=====

По мере развития внутр. и мировой Т. видоизменялись торг. сухопутные и мор. пути, захватывались мор. базы, к-рые приобретали не только торг., но и воен. значение. Наряду с мор. путем в Азию через Юж. оконечность Африки, все большее значение приобретал в связи с ускорившимся с сер. 19 в. вытеснением парусных судов пароходами непригодный для парусного флота торг. путь из Европы в Азию через Красное м. (для провоза грузов по небольшому сухопутному отрезку пути в 1857 была построена жел. дорога). Особенно важное значение приобрел этот путь после открытия Суэцкого канала в 1869. Возрастало значение трансатлантич. торг. путей, на к-рых во 2-й пол. 18 в. господствующее положение заняла Англия (особенно после захвата франц. владений в Сев. Америке в результате Семилетней войны 1756-63). Развитие трансатлантич. Т. повлекло за собой расширение таких портов, как Бристоль, Ливерпул. В США расширению объема внутр. и внеш. Т. (из страны вывозились в 1-й пол. 19 в. табак, рис, хлопок, сахарный тростник и др.) содействовало бурное развитие водного и ж.-д. транспорта. В 1825 здесь был введен в действие канал, связавший р. Гудзон с Великими озерами, что вызвало выдвижение Нью-Йорка как одного из гл. торг. центров страны. Возрастало торг. значение р. Миссисипи, повлекшее за собой возвышение Нового Орлеана. В 1869 (после отторжения Калифорнии от Мексики) было завершено строительство трансконтинентальной ж. д., в результате чего возросло экономич. (в т. ч. торговое) значение Сан-Франциско. Во 2-й пол. 19 в. усилилась торговая экспансия США в южноамер. страны, в первую очередь в страны, омываемые Тихим ок. (Перу, Чили). Прорытие Панамского канала (завершено в 1914) не только укрепило позиции США в Лат. Америке, но и открыло амер. капиталу и амер. торговле путь к Австралии и Новой Зеландии.

=====

Обеспечению господства США на Тихом ок. служили аннексия Соединенными Штатами Гавайских о-вов (1898), захват Пуэрто-Рико, Филиппин и о. Гуам в результате Испано-амер. войны 1898, а также приобретение ими здесь ряда др. опорных пунктов. Но и здесь у США были соперники: Великобритания, располагавшая на Тихом ок. рядом опорных пунктов; Германия, укрепившаяся на о-вах Самоа, Каролинских и Марианских о-вах; Япония и Россия. Столкновение экономич. (в т. ч. и торговых) интересов держав на Тихом ок. превращало этот район в один из узлов капиталистич. противоречий. Междунар. торг. конкуренция обострялась по мере того, как такие страны "молодого" капитализма, как США и Германия, выдвигались в ряды крупнейших пром. держав наряду с Англией и значительно отстававшей от нее Францией. Уже во 2-й пол. 19 в. сбыт продукции англ. машиностроения, металлургии, текстильной и др. отраслей пром-сти стал испытывать возраставшие трудности в связи с распространением на мировом рынке пром. изделий стран, вступивших в ту пору на путь индустриального развития. Появление на европ. рынке амер. хлеба вызвало обострение конкуренции между поставщиками с.-х. продукции (США, Россия, Германия, Франция). Огромный рост масштабов мировой торговли содействовал обострению конкурентной борьбы между ее участниками.

—***—***—***—

Таблица. Рост объема международной торговли в ценах 1913

=====

Борьба за рынки сбыта и источники сырья обострялась повсеместно, содействуя ускорению терр. раздела мира, к-рый в основном завершился на рубеже 19 и 20 вв. Переход в эти годы к новой, империалистич. стадии развития капитализма сопровождался существенными изменениями в характере Т. и ее орг. формах. Концентрация и централизация капитала, всевластие монополий распространялись и на область Т. В США и др. империалистич. странах происходило вытеснение и разорение мелких торговцев гигантскими торговыми предприятиями, к-рые, ведя конкурентную борьбу между собой, создавали новые формы Т. Распространенные в 19 в. рынки все больше уступают место (хотя и не исчезают совершенно) многообразным модер- низированным магазинам. В капиталистических городах появляются универсальные магазины, продающие товары сотен тысяч наименований, имеющие собственные производственные предприятия. Получают распространение магазины стандартных цен, в к-рых товары группируются по уровню цен для привлечения покупателей простотой и быстротой обслуживания. Возникают гигантские посылочные конторы, принимающие заказы и доставляющие их заказчику почтой или собственным транспортом. Распространяются цепные или многолавочные предприятия, представляющие собой систему организации ряда торг. предприятий, принадлежащих одной фирме. В условиях мирового экономического кризиса 1929-33, вызвавшего резкое падение покупат. способности населения, в США появились т. н. сверхрынки, устроители к-рых стремились максимально снизить издержки путем использования старых, часто неприспособленных зданий, упрощения оборудования, организации самообслуживания и т. д. Создание гигантских торг. предприятий сопровождалось рационализацией форм торг. деятельности, использованием современной торг. техники; но вместе с тем росла и расточительность Т., связанная с обострением конкурентной борьбы, огромными расходами на рекламу, ростом других нерациональных по существу затрат, рассчитанных на привлечение покупателей. В то же время искусств, взвинчивание цен монополистич. предприятиями стало все тяжелее отзываться на условиях жизни народных масс.

=====

Переход к империализму и рост гос.-монополистич. тенденций сопровождались отходом ведущих капиталистич. стран от принципов свободы Т. и переходом их на позиции протекционизма. В Англии, где свобода Т. была важнейшим требованием англ. буржуазии в пору расцвета англ. капитализма, движение за установление протекционистских тарифов развивается уже с конца 19 в. Стремление не допустить конкуренции быстро развивавшихся стран (в первую очередь Германии и США) на брит. имперском рынке содействовало распространению в Англии протекционистских тенденций; эти тенденции усилились еще больше после 1-й мировой войны 1914-18, способствовавшей развитию гос.-монополистич. капитализма в воюющих странах, и особенно во время мирового экономич. кризиса 1929-33. В 1931 в Англии был принят протекционистский тариф, к-рый нанес решающий удар по торг. системе, установившейся в этой стране в 19 в. В 1932 на имперской экономич. конференции в Оттаве была введена система имперских преференций. В США наиболее ярким проявлением развития протекционистских тенденций в годы между двумя мировыми войнами было введение протекционистского тарифа в 1930. Наряду с повышением тарифов получили распространение такие меры, направленные на охрану внутр. рынка, как импортные квоты, лицензии и прямое запрещение импорта определенных товаров. По мере развития монополистич. и гос.-монополистич. капитала все более отчетливо выявлялся наступат. характер связанного нередко с товарным демпингом протекционизма империалистич. гос-в, служащего искусственному вздуванию цен на внутр. рынке, укреплению наиболее мощных монополий, закабалению экономически слаборазвитых стран, устранению империалистич. конкурентов.

=====

2-я мировая война в еще большей мере, чем 1-я, ускорила развитие гос.-монополистич. капитализма, в частности в сфере Т. Гос-во в годы войны стало выступать в роли главного покупателя ряда продовольств. и пром. товаров и организатора системы нормированного распределения (карточная система). После войны все более прямое вмешательство гос-ва в экономику, в частности в сферу Т., стало одной из важных особенностей совр. гос.-монополистич. этапа развития капитализма.

=====

Существенные изменения произошли после 2-й мировой войны и в мировой Т. Одна из важнейших особенностей ее послевоен. развития — образование нового, социалистич. рынка, выросшего на базе тесного экономич. сотрудничества между странами социализма и существующего параллельно с мировым капиталистич. рынком.

=====

Результатом сужения сферы влияния капитализма явилось новое обострение в послевоен. годы борьбы за рынки сбыта и источники сырья, за господствующее положение в развивающихся странах, создающих свою независимую нац. экономику. В условиях углубления империалистич. противоречий возросло число монополий, осуществляющих экономич. экспансию в различных районах мира. Наиболее мощными являются монополии, связанные с нефтью: амер. — "Стандард ойл оф Нью-Джерси", "Калтекс", "Сокони мобил ойл", "Арамко", англо-голл. концерн "Ройял датч-Шелл" и англ. "Бритиш петролеум". Резко возросла экспансия автомобильных монополий "Дженерал моторс", "Форд моторс", "Крайслер" (США), "Фольксваген" (ФРГ), "Рено" (Франция). Значительно расширил свою деятельность в послевоен. годы англо-голл. концерн "Юнилевер". Велика роль в торг. экспансии электротехнич., металлургич., химич. компаний и компаний, поставляющих с.-х. оборудование и минеральные удобрения. Обострение империалистич. противоречий сопровождалось образованием в Зап. Европе в 1957-59 межгос. объединений монополистов. Важнейшее из них — Европейское экономическое сообщество ("Общий рынок").

=====

После 2-й мировой войны в капиталистич. мире наблюдается быстрый рост внеш. Т., значительно обгоняющей (в отличие от периода между двумя мировыми войнами) рост пром. произ-ва.

=====

В 1967 на долю 11 высокоразвитых капиталистич. стран (США, ФРГ, Великобритания, Япония, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария) приходилось 85,8% экспорта готовых изделий на мировом капиталистич. рынке. Решающие позиции среди них занимают ведущие империалистич. державы. Расширение внеш. Т. большинства капиталистич. стран сопровождается усилением их зависимости от внеш. рынков. Втягивая в междунар. товарооборот экономич. более слабые страны, империалистич. державы усиливают их эксплуатацию. Используя монотоварную специализацию развивающихся стран и обусловленные ею экономические трудности, монополии стремятся усилить неэквивалентный характер своих внешнеторг. связей с этими странами.

—***—***—***—

Таблица. Международная торговля стран развитого капитализма и развивающихся стран, млрд. долл.

=====

Ведя борьбу за изменение своего положения в мировом х-ве, развивающиеся страны выступают со своими требованиями в орг-ции Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), созданной по инициативе СССР и др. социалистич. стран. Сов. Союз активно поддержал на сессиях ЮНКТАД (в Женеве — 1964; Дели — 1968; Сантьяго — 1972) те требования развивающихся стран, к-рые продиктованы их стремлением создать независимую нац. экономику (увеличение объема технич. помощи развивающимся странам, освобождение от пошлин их продукции, улучшение условий экспорта их пром. продукции в развитые страны и др.).

=====

В 60-х гг. развивающиеся страны, особенно Индия, стали, по мере

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте