(нем. Ton — звук, от греч. tonos, букв. — напряжение, натяжение) — одно из основных, широко используемых в теории музыки понятий.
1) В муз. акустике — часть спектра звука, образованная периодич. колебат. движениями: частичный Т., аликвотный Т., обертон (существует термин "унтертон"), чистый, или синусоидальный, Т.; при взаимодействии звуков возникают комбинационные Т., Т. совпадения. Отличается от звука музыкального, состоящего из осн. тона и обертонов, и от шума — звука с неясно выраженной высотой, к-рый вызывается непериодич. колебат. движениями. Т. имеет высоту, громкость и тембр, зависящий от регистра (низкие Т. — тусклые, матовые; высокие — яркие, блестящие) и громкости (при очень большой громкости тембр Т. меняется, т. к. вследствие искажений формы колебат. движений при прохождении их через внеш. анализатор органа слуха возникают т. н. субъективные обертоны). Т. может быть создан генератором звуковой частоты; такие Т. широко используются в электромуз. инструментах для синтеза звуков.
2) Интервал, мера высотных соотношений: в чистом строе — большой целый Т. с отношением частот 9/8, равный 204 центам, и малый целый Т. с отношением частот 10/9, равный 182 центам; в равномерно темперированном строе — 1/6 октавы, целый Т., равный 200 центам; в диатонич. гамме — наряду с полутоном соотношение между соседними ступенями (производные термины — тритон, третьтон, четвертитон, целотоновая гамма, гамма тон-полутон, двенадцатитоновая музыка и др.).
3) То же, что и звук музыкальный как функциональный элемент муз. системы: ступень звукоряда, лада, гаммы (основной Т. — тоника; доминантовый, субдоминантовый, вводные, медиантовые Т.); звук аккорда (основной, терцовый, квинтовый и др.), неаккордовые звуки (задержание, вспомогательный, проходящий Т.); элемент мелодии (начальный, заключительный, кульминационный и др. Т.). Производные термины — тональность, политональность, тоникальность и др. Т. — устаревшее наименование тональности.
4) В системе т. н. церковных ладов (см. Средневековые лады) обозначение лада (напр., I тон, III тон, VIII тон).
5) У мейстерзингеров мелодия-модель для распевания на разл. тексты (напр., мелодия Г. Сакса "Серебряный тон").
6) Субъективное интегрированное выражение общего впечатления от звучания: оттенок, характер звучания; то же, что звуковысотная интонация, качество голоса, инструмента, исполняемого звука (чистый, верный, фальшивый, выразительный, полный, вялый Т. и т. п.).
Литература: Яворский Б. Л., Строение музыкальной речи, ч. 1-3, М., 1908; Асафьев Б. В., Путеводитель по концертам, вып. 1, П., 1919, М., 1978; Tюлин Ю. Н., Учение о гармонии, т. 1 — Основные проблемы гармонии, (М.-Л.), 1937, испр. и доп., М., 1966; Tеплов Б. М., Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947; Музыкальная акустика (общая ред. Н. А. Гарбузова), М., 1954; Способин И. В., Элементарная теория музыки, М., 1964; Володин A. A., Электронные музыкальные инструменты, М., 1970; Назайкинский Е. В., О психологии музыкального восприятия, М., 1972; Helmholtz H., Die Lehre von den Tonempfindungen..., Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968 (рус. пер. — Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875); Stumpf К., Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90, Hilversum-Amst., 1965; Riemann H., Katechismus der Akustik, Lpz., 1891, 1921 (рус. пер. — Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, М., 1898); Kurth E., Grundlagen des linearen Kontrapunkts..., Bern, 1917, 1956 (рус. пер. — Курт Э., Основы линеарного контрапункта..., М., 1931).
Ю. Н. Рагс.