Большая советская энциклопедия

Тома

I

Тома́ (Thomas)

Альбер (16.6.1878, Шампиньи-сюр-Марн, — 7.5.1932, Париж), французский политический деятель, историк. С 1904 сотрудничал в социалистической печати. С 1910 депутат парламента от социалистической партии (СФИО), один из лидеров реформизма. В годы 1-й мировой войны 1914—18 социал-шовинист. В 1915—16 государственный секретарь, а в 1916—17 министр вооружения. В мае 1916 и в апреле — июне 1917 посетил Россию с целью активизировать её действия в империалистической войне. Один из создателей и в 1920—32 председатель Международной организации труда при Лиге Наций. Автор ряда исторических трудов, из которых наиболее значителен — «Вторая империя. 1852—1870» (1907, рус. пер. 1908).

II

То́ма (Thoma)

Ханс (2.10.1839, Бернау, Баден, — 7.11.1924, Карлсруэ), немецкий живописец и график. Учился в художественной школе в Карлсруэ (1859—66). Профессор АХ в Карлсруэ (1899—1916). Реалистическим пейзажам, портретам, сценам из сельской жизни, написанным густыми звучными красками, присуще проникновенное национально-романтическое своеобразие («Вечерний час», 1868, Кунстхалле, Гамбург; «Шварцвальдский пейзаж», 1872, Национальная галерея, Берлин; Автопортрет, 1880, Картинная галерея, Дрезден). В поздних символистских религиозных картинах, созданных под влиянием А. Бёклина, преобладают черты фантастики и стилизации («Адам и Ева», 1897, Эрмитаж, Ленинград).

Лит.: Lauts J., Hans Thoma, Konigstein im Taunus, [1963].

Х. Тома. Портрет девочки. 1888. Новая национальная галерея. Берлин-Далем.

III

Тома́ (Thomas)

Шарль Луи Амбруаз (5.8.1811, Мец, — 12.2.1896, Париж), французский композитор, член Института Франции (1851). Сын учителя музыки. В 1832 окончил Парижскую консерваторию, где занимался у Ф. В. Калькбреннера (фортепьяно), Ж. Ф. Лесюэра (композиция). Дебютировал как оперный композитор в 1837 («Двойная лестница» по Э. Скрибу). Известность ему принесли произведения в жанре лирической оперы (один из создателей этого жанра) — «Миньон» (по роману «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гёте, 1866, «Опера комик», Париж), «Гамлет» (по Шекспиру, 1868, «Гранд-Опера»). Произведениям Т. свойственны достоинства и недостатки лирической оперы: при мелодичности, изяществе, сценичности в них снижено социально-философское содержание литературы первоисточников. Автор комических опер «Кади» (1849), «Сон в летнюю ночь» (по Шекспиру, 1850), балетов, в том числе «Буря» (по Шекспиру, 1889), и др. Т. преподавал в Парижской консерватории (с 1852 — профессор, в 1871—93 — директор). Среди его учеников — Ж. Массне.

Лит.: Curzon Н. de, A. Thomas, P., 1921.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте