Советская историческая энциклопедия
(кит. Сицзан), Тибетский автономный район, — расположен в юго-зап. части КНР, на Тибетском нагорье. Площ. 1,2 млн. км2. Нас. ок. 1,25 млн. чел., в осн. тибетцы и китайцы. Адм. ц. — г. Лхаса.
=====
В этническом и историческом отношении с терр. совр. Тибетского автономного района тесно связаны также значит. части совр. пров. Цинхай, Сычуань, а также часть пров. Ганьсу и Юньнань; поэтому в ист. лит-ре под Т. часто понимается не только терр. Тибетского автономного района, но и весь обширный р-н, населенный тибетцами (площ. ок. 2 млн. км2).
=====
Ядро тибетского народа составили племена цянов, переселившихся на терр. Т. ок. 6-5 вв. до н. э. и смешавшихся с автохтонами. К 7 в. н. э. часть цянов перешла к земледелию, освоила выплавку металлов, строительство ирригационных сооружений. Разложение первобытнообщинного строя привело в нач. 7 в. к объединению всех осн. тибетских племен во главе с Намри — правителем Ярлунга (в юго-вост. части терр. Т.). Его сын и преемник Сронцзангамбо (ум. 649), к-рый укрепил позиции центр. власти и вел успешные войны за пределами Т., считается основателем Тибетской империи 7-9 вв. — первого раннефеод. гос. образования на терр. Т. В 1-й пол. 7 в. в Т. появилась письменность. Период расцвета Тибетской империи приходится на царствование Тисонгдэцэна (755-797), при котором тибетские войска заняли терр. совр. Непала, провинций Ганьсу, Цинхай, части Синьцзяна и др. В 787 гос. религией стал буддизм, проникший из Индии, Хотана и Китая.
=====
В 7-9 вв. в Т. складываются феод. производств. отношения. В нач. 9 в. начался упадок Тибетского гос-ва, чему способствовали борьба с уйгурами, арабами, а также длит. войны с Китаем (начались вскоре после установления с ним Тибетом в 7 в. непосредственных контактов и продолжались с перерывами до 9 в.). Воен. неудачи совпали с ослаблением центр. власти, усилением местных правителей-феодалов, недовольных ростом экономич. и политич. влияния буддийского духовенства. В правление Лангдармы (836-842) начались преследования буддистов, а после его убийства Т. распался на самостоятельные феод. кн-ва, наиболее сильным из к-рых было княжество на З. во главе с потомками династии, правившей в Лхасе. В 11-12 вв. в Т. возник ряд буддийских сект (школ), основывались монастыри, наиболее крупные из них вместе с подвластными территориями являлись самостоятельными теократическими гос-вами.
=====
В 13 в. Т. попал в зависимость от монголов, прекратившуюся с падением в 14 в. династии Юань. В 14-17 вв. в Т. происходила борьба за власть между различными религиозными сектами (монастырями) и светскими феодалами. В сер. 14 в. ведущее положение занял род Пхакмотру, опиравшийся на монастыри секты Дрикунгпа. В сер. 15 в. его сменяет род Ринпунг, к-рый в сер. 16 в., в свою очередь, был оттеснен т. н. царями Цанга, опиравшимися на монастыри секты Карма-па. Однако ни одной из этих династий не удалось создать прочного централизованного гос-ва в масштабах всего Т.
=====
В конце 14 — начале 15 вв. монах Цзонкаба основал новую буддийскую секту — Гэлуг-ба (т. н. желтоша-почники). С 16 в. глава секты стал носить титул далай-ламы.
=====
В 17 в. Гэлуг-ба вола борьбу со светскими феодалами и с другими сектами за установление своего господства на всем Т. С этой целью 5-й далай-лама Агвантлобсанг-джамцо (1617-82) обратился за помощью к ойратскому Гуши-хану, правителю Кукунора. В 1642 войска Гуши-хана разгромили главного соперника 5-го далай-ламы — царя (правителя области) Цзан. Секта Гэлуг-ба стала господствующей в Т., а ее глава — далай-лама — духовным и светским главой страны. Т. о., был завершен процесс объединения Т. и складывания теократич. формы правления.
=====
В нач. 18 в. Т. стал объектом экспансии цинского Китая, сначала дипломатической, а затем и военной. Вначале династия Цин (1644-1911) попыталась укрепиться в Т. с помощью своего союзника — кукунорского князя Лхабсанга, к-рый, однако, был убит войсками ойратского хана Цэван-Рабдана, занявшими в 1717 Лхасу. Опасаясь усиления Джунгарского (Ойратского) ханства — главного противника в Центральной Азии, цинский двор осуществил ряд военных походов в Т. В 1720 цинские войска заняли Лхасу, разбили джунгарские войска и установили контроль над Т. Одновременно ряд тибетских земель, в т. ч. Амдо, был аннексирован Цинской империей.
=====
Используя противоречия между отдельными группировками духовных и светских феодалов Т. и при помощи ряда карательных экспедиций, к-рые жестоко подавляли антицинские выступления тибетского народа (напр., в 1727-28, 1750), маньчжуры постепенно укрепляли в Т. свои позиции. В 1792 Т. был включен в состав Цинской империи.
=====
Цинский двор посылал в Т. своего резидента, к-рый осуществлял верховный контроль над деятельностью пр-ва далай-ламы. В Т. были размещены гарнизоны маньчжурско-китайских войск. Ведение местных дел, однако, фактически осталось в руках правительства далай-ламы и его органов па местах. В 19 в., по мере углубления общего кризиса Цинской империи, реальная власть маньчжуров в Т. стала постепенно ослабевать.
=====
В конце 19 в. Т. становится объектом экспансии Англии, подчинившей к этому времени непосредственных соседей Т.
=====
В 1903-04 Англия осуществила вооруж. интервенцию в Т. Несмотря на героич. сопротивление тибетского народа, 3 авг. 1904 англ. войска вступили в Лхасу, а 7 сент. 1904 интервенты принудили тибетские власти подписать кабальный договор, устанавливавший зависимость Т. от Англии. Договор не был ратифицирован цинским пр-вом.
=====
Проникновение Англии в Т. вызвало противодействие рус. пр-ва. Под его давлением англ. пр-во вынуждено было признать сюзеренные права Цинской империи в Т., что было отражено в англо-рус. соглашении от 31 авг. 1907, по к-рому обе стороны обязались уважать терр. целостность Т., не вмешиваться в его внутр. управление и сноситься с Т. только через кит. пр-во.
=====
В восточнотибетских областях начались антицинские восстания. Опасаясь отпадения Т., Цины решили вооруж. путем укрепить там свою власть. В 1910 Лхасу заняли войска маньчжурского генерала Чжао Эр-фына. 13-й далай-лама бежал в Индию.
=====
В период Синьхайской революции (1911-13) все цинские войска и чиновники из Т. были изгнаны. В связи со свержением династии Цин 13-й далай-лама объявил о прекращении всех связей с Пекином. На восточных границах Т. разгорелся вооруженный конфликт с посланными в Т. войсками Юань Ши-кая. В результате дипломатического вмешательства Англии в 1913-14 в Симле состоялась англо-китайско-тибетская конференция (см. Симлская конвенция). Был принят проект, предусматривавший широкую автономию и фактическую независимость (с признанием формального сюзеренитета Китая) для тибетских земель, находившихся к этому времени под юрисдикцией пр-ва далай-ламы. Кит. пр-во не ратифицировало Симлское соглашение. Напряженное положение на тибетско-китайской границе сохранялось вплоть до сер. 30-х гг., выливаясь часто в вооруженные столкновения между тибетскими и китайскими войсками.
=====
В сер. 30-х гг., после смерти 13-го далай-ламы, отношения между нанкинским гоминьдановским пр-вом, занятым отражением япон. агрессии, и Т. несколько нормализовались, однако вплоть до осени 1949 Т. проводил фактически независимую от нанкинского пр-ва политику. Одновременно в Т. сохранялось сильное английское влияние. С окончанием 2-й мировой войны в Т. усиливается активность США.
=====
Накануне победы народной революции в Китае контакты с гоминьдановским правительством были прерваны тибетскими властями, а 4 ноября 1949 т. и. Великое собрание, состоявшее из представителей тибетского правительства, монастырей и чиновничества, официально провозгласило "независимость Т.". После победы народной революции в Китае (1949) пр-во КНР сделало спец. заявление по Тибетскому вопросу (20 янв. 1950), в к-ром охарактеризовало действия местных тибетских властей как сепаратистские п резко осудило их. Одновременно оно предложило Лхасе направить своих представителей в Пекин для переговоров о мирном урегулировании вопроса. Это предложение не было принято, и в октябре того же года части Нар.-освободит. армии Китая начали продвижение к центр. р-нам Тибета. Тогда тибетские власти решили принять предложение Центр. нар. пр-ва Китая. 23 мая 1951 в Пекине между представителями пр-ва КНР п тибетского пр-ва было заключено "Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета", к-рое предоставляло Т. право на осуществление нац. автономии под общим руководством пр-ва КНР. Соглашение предусматривало сохранение здесь старой политич. системы, содержало обещание кит. пр-ва помочь развитию производит. сил и культуры тибетского народа.
=====
К 1951 в Т. полностью господствовали феодальные производственные отношения. Вся земля принадлежала трем крупнейшим собственникам — пр-ву, светским феодалам и буддийской церкви (в Т. насчитывалось неск. тыс. монастырей со 150 тыс. монахов). Крестьяне фактически находились на положении крепостных. После 1951 пр-во КНР провело ряд мер для нек-рого облегчения тяжелого положения тибетского народа. Тибетским крестьянам и ремесленникам были предоставлены ден. ссуды, беднейшие земледельцы получили безвозмездно с.-х. орудия и семена. Здесь появилась сеть гос. магазинов и была ликвидирована система низких цен на тибетское сырье и высоких цен на ввозимые товары, появились первые совр. пром. предприятия. Началась работа по ликвидации неграмотности.
=====
В 1959 в Т. произошел мятеж. После подавления мятежа Т. фактически перешел под контроль кит. военных властей. Одновременно были ликвидированы феодальная собственность на землю и теократическая форма правления. В 1965 был создан Тибетский автономный район. Однако больше половины тибетцев, по официальной статистике, проживает вне автономного района — в соседних провинциях Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань, где созданы 9 тибетских автономных округов, один смешанный автономный округ и два автономных уезда.
=====
В ходе т. п. "культурной революции" в Т. были разогнаны выборные органы власти, призванные осуществлять автономные права тибетского народа. Их место заняли "ревкомы", находящиеся под контролем армии. Насаждались т. н. народные коммуны. Тибетская национальная культура была объявлена "реакционной и феодальной", многие ее памятники уничтожены.
=====
Осн. занятие населения Т. — с. х-во. В басс. р. Брахмапутры — местами земледелие (посевы ячменя, бобовых, картофеля). В большей (высокогорной) части Т. разводят овец, коз, яков (кочевое и полукочевое скотоводство). Т. остается одним из наиболее экономически отсталых районов КНР. Сельское хозяйство базируется на примитивной технике, начавшееся строительство мелких промышленных предприятий не изменило аграрного характера экономики. Жизненный уровень тибетского населения крайне низок.
=====
Источн.: История Тибета и Хухунора, (пер. с кит. Н. Бичурин), ч. 1-2, СПБ, 1833; Тибетская летопись "Светлое зерцало царских родословных", пер. Б. И. Кузнецова, (Л.), 1961; Дас Сарат Чандра, Путешествие в Тибет, пер. с англ., СПБ, 1904; Сун ши (История династии Сун), цзюань 492, в сер.: Эрши сы ши (24 династийные истории), т. 18, Шанхай, 1958; Мин ши (История династии Мин), цзюань 331, там же, т. 24; Roerich N., The blue annals, v. 1-2, Calc, 1949-53; Bacot J., Thomas F. W., Toussaint Ch., Documents de Touen-Houang relatifs а l'histoire du Tibet, P., 1947.
=====
Лит.: Богословский В. А., Очерк истории тибетского народа, М., 1962; Востриков А. И., Тибетская историч. литература, М., 1962; Леонтьев В. П., Иностранная экспансия в Тибете в 1888-1919 гг., М., 1956; Bell Ch., Tibet. Past and present, Oxf., 1924; Petech L., China and Tibet in the early 18th century, Leiden, 1950; Schulemann G., Geschichte der Dalai-Lamas, Lpz.,1958; Stein R. A., La civilisation tibétaine, P., 1962; Tucci G., Tibetan painted serolls, v. 1-2, Roma, 1949; Richardson H. E., Tibet and its history, L., 1962 (док-ты в приложении).
=====
В. А. Богословский, Б. П. Гуревич,
=====
Л. И. Думан. Москва.