Новая философская энциклопедия
ТЕОСОФИЯ (от греч. θεός – бог и σοφία – мудрость, знание) – 1) в широком смысле слова – мистическое богопознание. У Псевдо-Дионисия Ареопагита синоним теологии. Позднее теософией, в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к теософии гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т.п. Более распространенным является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений 16–18 вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции, – Я.Бёме, Парацельса, Л.К.Сен-Мартена, Э.Сведенборга, Ф.Этингера и др. Шеллинг употреблял термин «теософия» для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие «свободной теософии» у Вл. Соловьева;
2) религиозно-мистическое учение Е.П.Блаватской (1831–91; соч. «Тайная доктрина» – The Secret Doctrine, v. 1–2, 1888, рус. пер. т. 1–3. Л., 1991) и ее последователей. Сложилось под влиянием религиозно-философских концепций брахманизма, буддизма, индуизма (учение о карме – перевоплощении человеческой души и космической эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и элементов гностицизма. Отбрасывая «исторические формы религии», теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной определенной догматикой. Согласно теософии, конечная цель человека – достижение оккультного «знания» и сверхъестественных способностей – осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции «посвященных», или «мастеров», инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское общество было основано в 1875 в Нью-Йорке Блаватской и американским полковником Г.Олкоттом. Деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесен в Индию (с 1882 – в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом общества стала А.Безант, которая объявила Кришнамурти новым «спасителем» человечества, после чего произошел раскол и из теософии выделилась антропософия во главе с Р.Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики теософия свидетельствует о кризисе традиционных религий, которые она пытается заместить собой.
Литература:
1. Ледбитер Ч. Краткий очерк теософии, пер. с англ. Калуга, 1911;
2. Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки. М.–Л., 1965;
3. Guénon R. Le théosophisme. Histoire d’une pseudoreligion. P., 1921;
4. Bichimair G. Christentum, Theosophie und Antroposophie. W., 1950.