Большая советская энциклопедия
I
Максим (псевдоним; настоящие имя и фамилия Евгений Иванович Скурко) [р. 4(17).9.1912, деревня Пильковщина, ныне Мядельского района Минской области], белорусский поэт, народный поэт БССР (1968), академик АН БССР (1972), Герой Социалистического Труда (1974). Член КПСС с 1936. Активный участник революционного движения в Западной Белоруссии. Подвергался арестам. Борьбе трудящихся масс за освобождение родной земли посвящены сборники стихов «На этапах» (1936), «Клюквенный цвет» (1937), «Под мачтой» (1938), поэма «Нарочь» (1937). В годы, Великой Отечественной войны 1941—45 Т. — сотрудник фронтовой и партизанской печати. Произведения этих лет: поэма «Янук Сялиба» (1942), сборники стихов «Острите оружие» и «Через огненный небосклон» (оба — 1945). Т. принадлежат книги: «Чтоб ведали» (1948; Государственная премия СССР, 1948), «На камне, железе и золоте» (1951), «След молнии» (1957), «Мой хлеб насущный» (1962), «Глоток воды» (1964), «Листки календаря. Дневниковые записи» (1970), «Да будет свет» (1972) и др. Характерные черты поэзии Т. — сочетание высокого романтического пафоса с конкретно-чувственным восприятием мира, широта интеллектуального кругозора. Поэтические формы стихов Т. весьма разнообразны — от народного стиха до современного верлибра, от фольклорной песни и сказки до драматического монолога.
Депутат Верховного Совета СССР 7—9-го созывов. 1-й секретарь правления СП БССР (с 1966). Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 др. орденами, а также медалями.
Соч.: Збор твораў, т. 1— 4, Мiнск, 1966—1967; в рус. пер. — Избр. произв. [Предисл. Я. Хелемского], т. 1—2, М., 1971.
Лит.: Калеснiк Ул., Паэзiя змагання. Maкciм Танк i заходнебеларуская лiтаратура, Miнск, 1958; Бугаёў Д., Паэзiя Максiма Танка, Мiнск, 1964; Рагойша В. П., Паэтыка М. Танка, Мшск, 1968.
Г. С. Берёзкин.
II
(английский tank, основное значение — цистерна, бак)
боевая гусеничная полностью бронированная машина. Т. способен в огневом бою эффективно поражать различные цели, обладает надёжной броневой и специальной защитой от средств поражения и высокой подвижностью на местности; может преодолевать препятствия и заграждения.
Первые проекты боевой бронированной машины, названные впоследствии Т., были предложены в России (1911—15) инженерами В. Д. Менделеевым, А. А. Пороховщиковым, А. Васильевым, в Великобритании Де Молем (1912), в Австро-Венгрии Г. Бурштыном (1913), но они не получили развития, хотя боевая машина Пороховщикова («Вездеход») была изготовлена в мае 1915. Англичане к осени 1916 создали несколько десятков Т. («Марка-1») и 15 сентября первыми применили их в сражении на р. Сомма (32 машины) во время 1-й мировой войны 1914—18.
Первые английские Т. представляли собой стальную клёпаную коробку ромбовидной формы (рис. 1) с чугунными, позже стальными гусеницами, имели на вооружении 2 пушки и 4 пулемёта (позже 2 пушки и 5 пулемётов), броня защищала от пуль и лёгких осколков снарядов. Экипаж вёл наблюдение через незащищенные щели. Скорость хода Т. вне дорог составляла 1—3 км/ч. Французские Т. «Шнейдер», «Сен-Шамон», впервые примененные 16 апреля 1917в боях под Шмен-де-Дам, отличались от английских главным образом формой корпуса, вооружением, расположением гусениц (рис. 2), наличием подрессоривания корпуса. В ходе войны Франция в основном производила лёгкие Т. «Рено». У немцев первые образцы Т. (A-7-V и A-7-UU) появились в 1918 (по конструкции они были аналогичны тяжёлым английским Т.). К концу войны в США выпускались английские тяжёлые Т. «Марка-V» и «Марка-VIII» с американскими двигателями, а также французским «Рено».
За время войны было выпущено в Великобритании — 2900, Франции — 6200, США — 1000, Германии — 100 Т. (см. табл. 1). После войны ведущими иностранными государствами по производству Т. были Великобритания и Франция, а с 30-х гг.— Германия (после прихода к власти фашистов).
Табл. 1. — Основные тактико-технические данные танков периода 1-й мировой войны 1914—18
Первый советский Т. (рис. 3) вышел в испытательный пробег 31 августа 1920. Он получил название «Борец за свободу товарищ Ленин». С 1928 начался выпуск лёгких танков МС-1 («малый, сопровождения, образец первый»). Они были тихоходными, с небольшим запасом хода. МС-1 применялись во время советско-китайского конфликта 1929. В 1931—39 было налажено производство малых (Т-37), лёгких (Т-26, БТ), трёхбашенных средний (Т-28) и пятибашенных тяжёлых (Т-35) Т. (рис. 4). Несколько башен ставилось с целью усиления огневой мощи Т. Основными Т. были лёгкий тихоходный гусеничный Т-26 и быстроходный колёсно-гусеничный БТ. Т-26 и БТ применялись в боевых действиях у озера Хасан, на р. Халхин-Гол, в советско-финляндской войне 1939—40, а также в начале Великой Отечественной войны 1941—1945. К 1940 были созданы новые образцы Т.: малый Т-40, лёгкий Т-50, среднийТ-34 и тяжёлый КВ, которые по боевым свойствам значительно превосходили предшествующие им отечественные и однотипные зарубежные Т.
Основными типами Т. (см. табл. 2) во время 2-й мировой войны 1939—45 (рис. 5, 6 и 7) были средние Т., роль тяжёлых Т. возрастала, а лёгких снижалась, и их производство в ряде стран (СССР, Германия) прекратилось. На базе Т. во время войны были созданы самоходно-артиллерийские установки (См. Самоходно-артиллерийская установка) (САУ). В 1939—45 было выпущено Т. и САУ: в СССР (с 1.7.1941 по 30.6.1945) — 95 099, Германии — 65 100, США — 103 096, Великобритании — 25 160, Канаде — 5815, Японии — 3648.
С 60-х гг. в результате сближения основных боевых свойств средних и тяжёлых Т. стали выпускать один основной тип Т., предназначенный для решения широкого круга боевых задач. Во многих странах на вооружении находятся также лёгкие плавающие Т. (см. Танк плавающий), предназначенные главным образом для разведки, и Т. усиления с ракетно-пушечным вооружением (например, танк М60А2 в США).
Табл. 2. — Основные тактико-технические данные танков периода 2-й мировой войны 1939—45
Основные части современного Т.: броневой корпус, башня (см. Броневая башня), комплекс вооружения (основное и вспомогательное оружие, комплект боеприпасов), а также приборы наблюдения, прицеливания и др. устройства, силовая (моторная) установка, силовая передача (трансмиссия) с приводами управления, ходовая часть, электрооборудование, средства связи, системы противопожарного оборудования, противоатомной защиты и др. Корпус и башня Т. объединяют в единое целое все его составные элементы и предназначены также для защиты экипажа, агрегатов и топлива от боевых поражений и повреждений при преодолении препятствий. В башне монтируется основное вооружение. Вращение башни производится при помощи ручного и электрического или электрогидравлического приводов. Корпус и башня Т. изготавливаются из легированной броневой стали. Корпус, как правило, выполняется из катаных броневых листов, соединённых при помощи сварки, иногда применяются и цельнолитые корпуса (например, у американского танка M60AI). Башни обычно бывают литыми, реже встречаются сварные. Т. имеют противоснарядное бронирование, а лёгкие — противопульное. Внутренние объёмы корпуса у современного Т. делятся на отделения: управления, в котором находится механик-водитель; боевое, где размещаются командир Т., наводчик орудия, заряжающий, а также полный комплекс вооружения Т.; силовое (моторно-трансмиссионное). Топливо, как правило, находится в баках, располагающихся во всех отделениях, а иногда и в дополнительных баках снаружи Т. (рис. 8).
Основное оружие — специальная пушка, вспомогательное — спаренные с пушкой и зенитные пулемёты. На основном типе Т. устанавливается нарезная или гладкоствольная пушка 105 мм калибра и более. В комплект боеприпасов входят бронебойные, подкалиберные, кумулятивные снаряды и снаряды с пластическим взрывчатым веществом (для разрушения сооружений и поражения живой силы). Точность стрельбы достигается применением стабилизаторов вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приборов для стрельбы днём и ночью. Воздух очищается фильтро-вентиляционными установками. На Т. устанавливаются специальные четырёхтактные и двухтактные поршневые двигатели жидкостного и воздушного охлаждения. Емкость внутренних топливных баков до 1500 л, запас хода на одной заправке при движении по шоссе свыше 500 км.
В качестве механизмов поворота применяются многорадиусные механизмы, облегчающие поворот Т. при движении на высоких скоростях, а в качестве приводов управления агрегатами трансмиссии — сервоприводы (особенно гидроприводы), облегчающие управление движением. Органы управления поворотом вместо традиционных рычагов в некоторых конструкциях Т. выполняются в виде штурвалов. Плавности хода на высоких скоростях движения достигают установкой мощных гидравлических демпферов (амортизаторов). Для увеличения срока службы и кпд гусеничных цепей применяются траки с резинометаллическими шарнирами (общий вид современного Т. показан на рис. 9). Герметизация позволяет Т. преодолевать с небольшой по времени подготовкой броды глубиной до 2 м. При оснащении оборудованием для подводного вождения они преодолевают по дну водные преграды. Для ориентирования на местности применяется навигационная аппаратура, включающая электронно-вычислительные курсоуказатели и автоматические курсопрокладчики.
Т. разрабатываются с учётом изменения пушечного вооружения; увеличения толщины броневых деталей и придания наиболее ответственным из них (прежде всего лобовым) больших углов наклона к вертикали и дифференцированного распределения толщин брони в зависимости от вероятности поражения; повышения подвижности, увеличения удельной мощности, внедрения дизелей, обеспечивающих более экономичный расход горючего, обеспечения многотопливности двигателей, увеличения ёмкости топливных баков.
Лит.: Танки и танковые войска, М.,1970; Мостовенко В. Д., Танки, М.,1973; Хейгль Ф., Танки. Справочник, пер. С нем., 2 изд., ч. 1-2, М., 1936—37; Нерсесян М. Г.. Каменцева Ю. В., Бронетанковая техника армий капиталистических государств, М.,1964.
Л. В. Сергеев.
Рис. 5а. Советский танк 2-й мировой войны Т-34-85.
Рис. 5б. Советский танк 2-й мировой войны КВ-1.
Рис. 5в. Советский танк 2-й мировой войны ИС-2.
Рис. 6а. Немецкий танк 2-й мировой войны Т-III.
Рис. 6б. Немецкий танк 2-й мировой войны T-IV.
Рис. 6в. Немецкий танк 2-й мировой войны T-VI («Тигр»).
Рис. 4а. Советские танки 30-х гг. Лёгкий Т-26.
Рис. 4б. Советские танки 30-х гг. Лёгкий БТ-7.
Рис. 4в. Советские танки 30-х гг. Средний Т-28.
Рис. 4г. Советские танки 30-х гг. Тяжёлый Т-35.
Рис. 9а. Советский современный танк Т-55.
Рис. 9б. Американский современный танк М6OAI.
Рис. 9в. Немецкий (ФРГ) современный танк «Леопард».
Рис. 9г. Английский современный танк «Чифтен».
Рис. 7а. Английский танк «Черчилль» 2-й мировой войны.
Рис. 7б. Американский танк «Шерман» 2-й мировой войны.
1. Первый опытный английский танк. 1916. 2. Французский танк «Сен-Шамон» 1916. 3. Первый советский танк «Борец за свободу товарищ Ленин». 1920.
Рис. 8. Компоновочная схема танка Т-54.