(польск. taniec, от нем. Tanz) — вид иск-ва, основанный на выразительности ритмич. движения и пластики человеческого тела. Т. организован в пространстве и времени в единую композицию; танц. образ тесно связан с музыкой, а также с костюмом, к-рый обусловливает характер движения и манеру исполнения. Возникновение Т. относится к глубокой древности, когда движение было непосредств. выражением сильных эмоций, чаще положительных (охваченный ликованием человек пускается в пляс; бьющая через край радость жизни, ощущение здоровья, наслаждение бытием выливаются в энергичные движения). Во многих случаях коллективный Т. усиливает совместно переживаемое чувство как самих участников, так и зрителей. Изначальная функция Т. — выражение эмоц. напряжения через слаженные движения. В Т. и в отношении общества к Т. выражаются характер времени, дух эпохи. Почерпнутые из трудовых и др. жизненных процессов движения первобытных танцоров постепенно автономизировались и обобщались; Т. вычленялся из первоначально синкретичного иск-ва, приобретая устойчивые формы. Т. — одно из проявлений нар. творчества; в Т. каждого народа накапливались свои традиции, кристаллизовались хореографич. язык, пластич. выразительность и соотношение с музыкой. В Т. движения определены заранее, в отличие от пляски, к-рая импровизируется. Существует деление Т. на "показываемые" (сценические и культовые) и бытовые. Среди бытовых со временем определились различия между Т. крестьянским и городским, а из последних выделились придворные, бальные, салонные. На этой основе в свою очередь развился европ. балет. В балете различают т. н. классич. Т. и характерный Т. (франц. danse de caractиre или danse caractйristique — танец в характере, в образе) — балетный вариант нар. нац. Т. Эта классификация европ. Т. остаётся действительной и для современности, хотя сами Т. (бальные, балетные) значительно эволюционируют или заменяются новыми. Независимо от европейских тысячелетиями существуют разл. Т. в странах Азии и Востока (напр., 4 основные школы инд. классич. Т.: бхарат натьям, катхакали, кaтхак, манипури). Одна из особенностей вост. Т. — тонко разработанный язык жестов, танц. эквивалент словесной речи, иллюстрирующий иногда содержание сопровождающей Т. песни. В совр. проф. хореографии утвердился новый жанр — сценич. нар. Т., к-рый был показан впервые Ансамблем нар. танца СССР (1937). На основе его опыта во всех республиках Сов. Союза, а также во многих странах мира созданы любительские и проф. ансамбли и коллективы нар. сценич. Т. Оказал влияние на развитие муз. жанров и инструментария. См. также Балет, Танцевальная музыка.
Литература: Xудеков С. Н., История танцев, ч. 1-4, СПБ, 1913-18; Ваганова А. Я., Основы классического танца, Л., 1934, 1963; Ивановский Н. П., Бальный танец XVI- XIX вв., Л.-М., 1948; Ткаченко Т. С., Народный танец, М., 1954; Васильева-Рождественская М., Историко-бытовой танец, М., 1963; Добровольская Г., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975; Королева Э. A., Ранние формы танца, Киш., 1977; Sachs К., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Magrie1 P. D., A bibliography of dancing, N. Y., 1936, 1941; Оttо W. E., Menschengestalt und Tanz, Mьnch., (1956); "Soziale Wirklichkeit", Bd 4 — Der Tanz in der modernen Gesellschaft, Hamb., 1958; Gargi В., Theater und Tanz in Indien, В., 1960 (рус. пер. — Гарги Б., Театр и танец Индии, М., 1963); Sheets M., The phenomenology of dance, Madison-Milwaukee, 1966; Hamb1y W. D., Tribal dancing and social development, Brooklyn, 1974; Lange R., The nature of dance..., L., 1975; Сауоu D. K., Modern jazz dance, L., 1976.
Т. С. Кюрегян.