Инд. парный барабан. Состоит из 2 небольших котлообразных барабанов, имеющих разную настройку — правый звучит приблизительно октавой ниже левого. Правый (инд. дайян) называется собственно табла, левый (инд. байян) — дагга, по размерам меньше правого. На мембрану левого барабана накладывается лепёшка из клейкого вещества, муки и металлич. опилок. Изготавливаются из дерева, глины или меди. Мембрана из 2 слоёв кожи разного диаметра (меньший накладывается на больший) крепится к корпусу при помощи кожаного кольца с пропущенной через него системой ремней, натягиваемых вдоль корпуса или переплетённых в виде сетки (ремни продеваются в отверстия по краям кожаной мембраны); иногда корпусы обоих барабанов обшиваются одним куском материи. Высота звучания Т. зависит от степени натяжения ремней; настройка производится передвижением деревянных брусков, помещённых между ремнями и корпусом. Исполнитель играет сидя, положив Т. на скрещённые ноги и ударяя по мембранам пальцами или кистями обеих рук. Т. — гл. обр. ритмич. инструмент, используется для исполнения классич. музыки сев.-инд. традиции, входит в состав ансамбля, аккомпанирующего исполнителю на ситаре и др., а также пению; иногда Т. используется и как сольный инструмент. В его партии экспонируется и развивается осн. тала. О происхождении Т. существуют разл. гипотезы. Одни исследователи считают, что этимология назв. "Т." свидетельствует о его араб. истоках (араб. табл) и он проник в Индию с мусульманскими завоевателями, другие предполагают, что Т. — исконно инд. инструмент, т. к. идентичные его изображения сохранились в Индии на древних рельефах. Существует неск. стилей исполнения на Т., названия к-рым даются по назв. городов, где они культивируются (лакхнау-бадж, пураб-ка-бадж, дилли-ка-бадж и др.). Среди совр. исполнителей — Низамуддин Хан, Устад Алла Ракха, Никхиль Гхош, Канаи Датт и др.
Литература: Rоp1еу H. A., The music of India, Calcutta, 1921, 1950, p. 121; Gоsvami О., The story of Indian music, Bombay, 1957, p. 171, 309; Кrishnaswami S., Musical instruments of India, New Delhi, 1971, p. 43; Ray S., Music of Eastern India, Calcutta, 1973, p. 96, 105, 109, 147-55, 181; Deva Сh. В., Musical instruments of India, Calcutta, 1978, p. 78, 81.
E. M. Гороховик.