Техника. Современная энциклопедия
светофо́р
Светотехническое устройство для подачи световых сигналов при регулировании движения транспорта и пешеходов согласно Правилам дорожного движения. Первый светофор появился ещё до автомобиля, в 1868 г., на улицах Лондона. Электрический трёхцветный светофор был установлен в Нью-Йорке в 1918 г., в Москве – в 1930 г. Современный светофор состоит из фонарей с огнями разного цвета. В сигнализации используют четыре цвета: красный, жёлтый, зелёный и бело-лунный, каждый из которых может находиться в следующих состояниях: «не горит», «горит», «мигает». Наиболее распространены светофоры с огнями красного, жёлтого и зелёного цвета. Они часто дополняются одним или двумя фонарями с зелёными стрелками – указателями поворота. Сигналы бело-лунного цвета служат для регулирования движения поездов и трамваев, а также на железнодорожных переездах. Существуют и специальные светофоры, напр. для регулирования направления движения по отдельным полосам проезжей части (реверсивные светофоры).
Светофоры:
а – с дополнительной секцией; б – трёхсекционный вертикальный; в – пешеходный
Помимо автомобильных, светофоры устанавливают также на железных дорогах перед въездом на территорию железнодорожной станции (входной светофор) и на выезде (выходной светофор). Железнодорожные светофоры имеют такие же цвета огней и по конструкции практически не отличаются от уличных светофоров. Кроме железнодорожных путей, светофоры устанавливают в кабинах локомотивов – локомотивные светофоры, они предназначены для дублирования путевых сигналов для более надёжного оповещения локомотивной бригады о ситуации на перегоне железнодорожного пути (см. локомотивная сигнализация).