(Stockholm) — столица и муз. центр Швеции. l 512 137 жит. (1979; с пригородами). Муз. культура С. (осн. в сер. 13 в.) в ср. века, как и развитие шведской музыки в целом, была связана с жизнью корол. двора (выступления придв. вок.-инстр. капеллы — старейшей из ср.-век. муз. организаций С.) и католич. ритуалом церкви (церк. хоры); музыкой сопровождались придв. п религ. торжества. В ср.-век. рукописях упоминаются имена служивших при дворе музыкантов. Большое значение в муз. жизни двора и горожан имели странствующие музыканты "лекары" (швед. назв. игрецов, шпильманов, иокуляторов и пр.), к-рые были носителями и придв., и нар. муз. культуры (исполняемые ими баллады включали нар. сюжеты и образы). До нач. 16 в. капелла состояла из служивших при дворе платных музыкантов; с 1526 они были включены в списки придворных (свидетельство того, что корол. капелла стала постоянным проф. муз. коллективом). В связи с переездом короля Сигизмунда и его двора (вместе с капеллой) в Польшу (польск. король Сигизмунд III Ваза в 1592-99 был королём шведским) в муз. жизни наступил период застоя, лишь в 17 в., после окончания войны с Рус. гос-вом (1570-95), начался её новый подъём. К 1620-м гг. относится расцвет придв. капеллы, состоявшей в то время из 45 музыкантов (25 инструменталистов и 20 певцов); сначала в оркестре преобладали трубачи (17), затем стало увеличиваться число скрипачей. Капеллой руководили выдающиеся капельмейстеры — семья Дюбенов (работали также в нем. церкви), славившаяся высоким уровнем исполнения культовой музыки. В ср. века возникли небольшие оркестры из исполнителей на дух. инструментах и барабанщиков. С сер. 17 в. в С. гастролировали иностр. оперные труппы — итальянская во главе с В. Альбричи (1652-54) и французская под рук. К. де Росидора (1699-1706). В 1731 начали проводиться публич. концерты; первыми руководил Ю. X. Руман ("отец шведской музыки"), позднее — П. Брант и Ф. Уттини (с 1768 придв. капельмейстер). В муз. жизни в 18 в. всё большее место стала занимать опера. Оперные спектакли давались при дворе Густава III, с 1773 — в помещении "Больхюс-театер" (рук. Уттини), с 1776 — в замке Дротнингхольм (Дротнингхольмский дворцовый театр; совр. Королевский т-р и придв. капелла выступают в том же здании). На основе придворной оперной труппы, выступавшей в "Больхюс-театер" (в 1782-1891 — в спец. здании), была создана Швед. корол. опера. В 1898 для неё построено новое здание (на 1264 места) на площади Густава Адольфа. На сцене этого т-ра, к-рый стал постоянным (получал субсидии от гос-ва и муниципалитета), ставились швед. оперы Ю. Г. Наумана, Ф. Бервальда, И. Хальстрёма и др., с кон. 19 в. — классич. немецкие и итальянские. Здесь выступали выдающиеся швед. певцы и иностр. гастролёры, в т.ч. рус. труппа М. М. Фокина (1913-14, 1917). Существовали оперная школа (сначала при т-ре, в 1942 слилась с оперным классом консерватории), балетная школа и музей танца. Среди музыкантов — комп. X. Нордквист (1884-92), реж. Г. Лагербьельке, X. Андре, певец и педагог К. Ю. Форселль (1924-39), певец Ю. Берглунд. Среди выдающихся швед. исполнителей 19-20 вв. — певицы и певцы Е. Линд, Л. Микаэли, С. Хеббе, Э. Гультансон, К. Нильсон, Н. Ларсен-Тодсен, Б. Нильсон, И. Данстрём, Ю. Гюнтер, К. Ф. Форселль, Ю. Бьёрлинг, Э. Бейрон, С. Бьёрлинг, Л. Бьёркер, А. Ф. Эдман, Н. Гедда.
В 18 в. как оперный т-р, так и публич. концерты стали доступны и демократич. публике. Наряду с придворными давались публич. концерты, организованные муз. об-вом (осн. в 1766), а также Корол. академией музыки (осн. в 1771) — наиболее значит. муз. учреждением С. в кон. 18 в. Постепенно академия из конц. орг-ции превратилась в учебную; в кон. 19 в. она пре- образована в консерваторию (с 1940 наз. Высшей муз. школой, с 1971 — Гос. высшей муз. школой, с собств. правлением). В 1878 в Корол. академии музыки открылся конц. Большой зал, в к-ром проходили все симф. и камерные концерты до 1926 — даты основания стокгольмского конц. зала ("Консертхюсет"). При консерватории была осн. б-ка, к-рая постепенно превратилась в хранилище ценных, редких печатных изданий и рукописей, в 1899 здесь открылся Муз.-историч. музей (позднее значительно расширен; в 1975 музей получил помещение т.н. Корол. пекарни, существовавшей с 16 в.). В 19 в. стали возникать камерно-инстр. ансамбли. В развитии камерной музыки гл. роль принадлежит Об-ву Мазерского квартета (осн. в 1849), обладавшему ценным собранием нот и инструментов (впоследствии передано Корол. академии музыки). Среди камерных ансамблей выделялись Аулин-квартет (1887- 1912) и Чьёльстрём-квартет (осн. ок. 1900). Постоянного симф. оркестра в С. не было до нач. 20 в. В 19 в. продолжалась деятельность Корол. капеллы, сыгравшей большую роль в развитии орк. музыки; симф. музыку исполняли также более мелкие театр. оркестры и оркестр под упр. А. Мейснера, выступавший в салоне И. Г. Бернса (1869-1903). В 1902 по инициативе Т. Аулина, В. Стенхаммара и др. было осн. Стокгольмское конц. об-во, способствовавшее организации 1-го постоянного симф. оркестра (ныне Оркестр стокгольмской филармонии; в 1974-77 гл. дирижёр — Г. Н. Рождественский). Оркестр выступает с собств. ораториальным хором. В 1916 Д. Олен основал Муз. об-во, открывшее собств. конц. зал (с 1932- Конц. объединение; в 1950-60-е гг. им руководил Ю. Норбю, с 1974 — А. Ёрваль). В 1927 организован небольшой оркестр Швед. радио под рук. Н. Гревиллиуса; на его основе позднее создан большой симф. оркестр Швед. радио (второй по величине после Оркестра стокгольмской филармонии); пользуются популярностью также выступления оркестра лёгкой музыки Швед. радио. Оба эти оркестра (в каждом ок. 100 участников) гастролируют за рубежом, их выступления записаны на грампластинки.
Во всех крупных церк. общинах имеются первоклассные органы, постоянные хоры и высокопроф. органисты; во мн. церквах по большим религ. праздникам исполняются оратории и кантаты с инстр. сопровождением и участием лучших солистов. В 1907 создан Союз швед. музыкантов, при к-ром издаётся журн. "Der Musiker". С 1918 существует Союз швед. композиторов, возникший из кружка композиторов, среди к-рых X. Альвен, К. Аттерберг (пред. союза в 1924-47), Н. Берг (пред. в 1918-24), Р. Лильефорс, О. Линдберг, Т. Рангстрём, В. Стенхаммар, К. Б. Блумдаль (пред. в сер. 50-х гг.), Э. Хемберг (пред. с нач. 70-х гг.). В 1923 при Союзе швед. композиторов создано Междунар. муз. бюро швед. композиторов, ведающее охраной авторских прав; его директора — Э. Вестберг (1923-44), С. Вильсон (1945-73), Х. Нордмарк (с 1973). Информац. центр собирает сведения о новых произв. швед. композиторов, регистрирует новые нотные поступления. В 1927 организован Союз швед. авторов популярной музыки, к-рый совм. с Междунар. муз. бюро защищает интересы композиторов, работающих в жанре лёгкой музыки. В 1963 из конц. об-ва образована Корол. конц. орг-ция (основатель и директор до 1977 — Б. У. Энгстрём), к-рая играет важную роль в совр. муз. жизни; в 1970-е гг. превратилась в крупное учреждение, состоящее при муз. бюро (её штат — 80 чел., имеет 8 отделений в разл. р-нах страны, в к-рых сотрудничают ок. 30 чел.), эта орг-ция выполняет и административные, и учебные функции (разработка программ, информация, фонограммы и пр.). В 1971 в С. создан Организац. областной комитет — центр. орган, имеющий 22 районных отделения; ведает оркестрами, преобразованными из военных и находящимися в разл. р-нах страны (крупнейшие отделения — в С.). В программы концертов этих оркестров (по составу — военных; с 1971 выступают как гражданские) входит популярная музыка; часто они проводятся в муз.-просвет. целях (школьные концерты). В 1973 по инициативе И. Лильефорса создано Объединение новой музыки ("Фюлькинген"), пропагандирующее новые, часто экспериментальные произв. совр. композиторов; имеет специально оборудованный зал для исполнения электронной музыки и студию; в 1975 это объединение провело 1-й Междунар. конкурс электронной музыки. В 1960 под рук. Я. Карлстеда организовано Объединение совр. музыки ("Самтида музик"); в программы его концертов входит и ультрасовр. музыка швед. авангардистов, и сочинения композиторов более умеренных направлений. Совр. музыку исполняет также симф. оркестр Швед. радио, к-рое с 1957 проводит цикл концертов под общим назв. "Музыка нашего времени"; рецензии на эти концерты печатаются в журнале с тем же назв. — "Nutida musik", популяризирующем новейшую музыку. В 1964 создана Студия электронной музыки, с 1969 наз. Фонд электронной музыки, к-рый имеет собств. компьютер "PD В-10"; финансовую поддержку фонд получает от Высшей муз. школы, а также от адм. гос. органов. С центр. фондом связаны небольшие студии электронной музыки, созданные при Высшей муз. школе С. и Гётеборга (первая играет важную роль в развитии электронной музыки, в т.ч. в обучении новым технич. приёмам).
Высшее муз. образование даёт стокгольмская Высшая муз. школа — единств. высшее муз.-уч. заведение в стране; в ней на инстр., вок., композиторском и дирижёрском отделениях обучается ок. 500 студентов. Среди средних муз.-уч. заведений — Коммунальная муз. школа и Муз. классы им. А. Фредрикса. Муз.-историч. и теоретич. предметы преподаются в Стокгольмском ун-те, однако н.-и. работа в нём не ведётся (диссертации защищаются в Упсальском ун-те). Муз.-драм. образование даёт Гос. муз.-драм. школа (открыта на базе ранее существовавших оперных классов). Важнейшие н.-и. муз. учреждения — Швед. муз.-историч. архив (с 1965) и Швед. архив нар. песен, организующие фольклорные экспедиции, запись, обработку и исследования нар. мелодий; в последнем имеется фонотека (грамзаписи нар. песен выпускает Швед. радио). В С. проводятся концерты нар. музыки — в музее под открытым небом ("Скансен"). Летом в нар. парке Грёна Лунд проходят разл. муз. мероприятия — концерты с участием швед. и заруб. солистов и коллективов, в т.ч. ансамблей поп-музыки и джазовых оркестров (эстр. концерты и выступления нар. артистов в зимнее время организуются в спец. помещениях). С 1974 в "Оскартеатер" ставятся классич. и совр. оперетты и мыозиклы.
В С. работают крупнейшие швед. музыканты-исполнители и педагоги всех муз. специальностей (см. Шведская музыка).
Литература: Vretblad P., Konscrtlivet i Stockholm under 1700-talet, Stockh., 1918; Norlind T., Trobдck E., Kungliga hovkapellets historia. 1526-1926, Stockh., 1926; Moberg C. A., Frеn Kyrko- och hovmusik tili offentlig konsert, Stockh., 1942; Norlind T., Bilder ur svenska musikens historia..., v. 2-4 (Frеn Tyska kyrkans glansdagar, v. 1-3), Stockh., 1944-45; Tegen M., Musiklivet i Stockholm. 1890-1910, Uppsala, 1955 (Diss., резюме на англ. яз.); Larsson G., Stockholm — stormaktstidens musikcentrum, "Kultur och samhдlle i stormaktstidens Sverige...", Stockh., 1967; Operan 200 еr. Jubelboken, (Red. K. Ralf), Stockh., 1973.
Г. Остранд.