Новая философская энциклопедия

СПЕВСИПП

СПЕВСИПП (Σπεύσιππος) (ок. 407 до н.э., Афины – 339, там же) –древнегреческий философ-платоник. Сын сестры Платона Потоны, его преемник по руководству Академией [АКАДЕМИЯ]. Писал трактаты и диалоги. Важнейшие среди его сочинений (30 названий, по Диогену Лаэртию, IV 4–5, часть из них – диалоги; к этому следует прибавить трактат «О пифагорейских числах») – «Об удовольствии», «О философии», «О богах», «О душе», «О подобном», «Энкомий Платону». Спевсипп заменил платоновские идеи числами (fr. 42 Lang), которые понимал как самостоятельные субстанции, отделенные от чувственных вещей, но при этом толковал их не как «идеальные числа» Платона, а как математические числа. Начало (архе [АРХЕ]) всех чисел – единое,которое Спевсипп отличал от блага и бога (fr. 34); это начало – выше бытия, причиной которого является диада (fr. 35); числа наряду с другими математическими объектами суть первые из существующих предметов, рождение которых от единого и некоего принципа множественности Спевсипп понимал не буквально, а в качестве мысленного образа. Демиурга [ДЕМИУРГ]платоновского «Тимея» он считал богом и умом (нусом [НУС]) и отождествлял парадигму с декадой. Для каждой ступени реальности Спевсипп признавал свою материю. В сочинении «О подобном» на материале биологии и ботаники он проводил логическое различение родовых и видовых признаков. Разграничивая мир чувственный и умопостигаемый, он, в отличие от Платона, признавал знание на основе ощущений. В этике считал благом отсутствие зла и свободу от душевного смятения (ἀοχλησία, ἀλυπία). Влияние Спевсиппа, по-видимому, ограничено в основном рамками Древней Академии, хотя оно проявлялось и позднее – в неопифагореизме.

Фрагменты:

1. Speusippus, Fragmenta, ed. P.L.F.Lang. – De Speusippi Academici scriptis. Bonn, 1911, repr. Fr./M., 1964;

2.  Frammenti, a cura di I.Parente. Napoli, 1980.

Литература:

1. Merlan Ph. Zur Biographie des Speusippos. – «Philologus», 1959, 103, Heft 3/4, S. 198–214;

2. Tarrant H.A.S. Speusippus ontological classification. – «Phronesis», 1974, v. 19, № 2, p. 130–45;

3. Dillon J. The middle Platonists. L., 1977, 2 d. 1996, p. 11–22;

4. Halfivassen J. Speusipp und die Unendlichkeit des Einen: ein neues Speusipp-Testimonium bei Proklos und seine Bedeutung. – «Archiv für Geschichte der Philosophie», LXXIV, 1992, 43–73.

Ю.А.Шичалин



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте