Сонджусйн, Сонджосйн, Саннянсйн («дух большой балки») в корейской мифологии главный домашний дух (косин), в преданиях и народных верованиях С. — также домовой, дух — покровитель земельного участка под домом (дух Тходжу), дух 10-го месяца по лунному календарю, шаманский дух. Фетишем С. является глиняный горшок с ячменем или рисом, установленный в углу главной комнаты с деревянным полом, символом — лента белой бумаги, свернутая в несколько слоев (иногда сушеная рыба или сосновая ветка), в ленту белой бумаги вкладывали медную монетку, смачивали водой и прикрепляли к наружной стороне большой балки главной комнаты, затем посыпали рисовой крупой. Считалось, что от С. зависят покой, счастье, долголетие и отсутствие болезней. Ежегодно в 10-ю луну в один из «счастливых дней», обычно в день «лошади», ему посвящался обряд жертвоприношения риса (сонджукут). В обрядах сонджукут и сонджу-паджи (совершался при постройке нового дома или перенесении старого на новое место) участвовали шаманки (мудан). Существует записанный в провинции Кенгидо шаманский миф о том, как искусный плотник Хван Уян, починивший рухнувший небесный дворец, после смерти стал духом С. Есть и другие шаманские мифы о родословной С.Лит.: The Guardian God of the House, в кн.: The folk treasury of Korea..., Seoul, 1970, p. 74-80; Ochranný bùh domu, в кн.: Tajomstva belaseho draka Korejský mýty a povesti, Bratislava, 1978, e. 81-84; Хон Гимун Чосон синхва енгу (Исследование корейских мифов), Пхеньян, 1964, с. 229-30; Ким Тхэгон, Сонджу синансок ко (О верованиях и обрядах в честь Сонджу), в сб.: Кенхидэ худжин сахве мундже енгу нонмун чип (Сборник статей по проблемам отсталых обществ. Университет Кенхи), сб. 2, 1969. Л. Р. Концевич.