Мифологическая энциклопедия

СКАНДА

(др.-инд. Skanda, букв. «Излитый»)

в индуистской мифологии предводитель войска богов, иногда осмысляемый как бог войны. Был включен в индуистский пантеон на рубеже новой эры. О рождении С. существует несколько мифов. По одному из них, С. был сыном Агни и Свахи. Соединяясь с Агни, Сваха последовательно принимала облик шести жен великих риши. Соответственно С. родился с шестью головами, двенадцатью руками и ногами (Мбх. III 213-216; «Сканда-пурана» I 27, 44; «Шива-пурана» II 4, 2). Согласно другому мифу, С. был сыном Шивы и Парвати, рожденным ради уничтожения асуры Тараки, которого, по слову Брахмы, не мог убить никто, кроме сына Шивы. При зачатии С. семя Шивы упало в огонь, но бог огня Агни не смог удержать его и бросил в Гангу. Ганга, в свою очередь, отнесла семя на гору Химават, где родившегося мальчика воспитали шесть Криттик — звезд Плеяды, отчего вторым его именем стало Карттикея (Мбх. IX 43-46; Рам. I 36-37; Мат.-пур. 146, 158; «Шива-пурана» II 4, 1-2). Со временем С. возглавил войско богов, убил Тараку и многих других асуров. В большинстве мифов С. — юноша (еще одно его имя — Кумара, «мальчик»): он не женат или имеет женой Девасену — олицетворение небесного воинства; ездовое животное (вахана) С. — павлин, а его постоянные атрибуты: копье, лук и петух, изображенный на его знамени. Культ С. особенно распространен в Южной Индии, где он был отождествлен с дравидским богом войны Муруганом и чтится под именем Субрахманья («Расположенный и к брахманам»). С. считается также богом — покровителем воров.Лит.: Agrawa1а Р. К., Skanda in the puranas and classical literature, «Purana», 1966, v. 7, № 1, p. 135-88. П. А. Гринцер.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте