В древнекитайской мифологии и космологии особая категория, в известной мере соответствующая понятиям «дух», «божество», «душа». Под Ш. подразумевались и небесные духи, противопоставляемые злым духам, бесам — гуй и некое одухотворяющее начало, управляющее каждым живым существом. Существовали жертвоприношения небесным духам: тянь-шэнь, считалось, что т. о. приносятся жертвы пяти мифическим государям (см. У ДИ), а также солнцу, луне и звездам. Термин «Ш.» означает также светлая (ян) душа человека (хунь), противопоставляемая темной (инь; см. ИНЬ И ЯН) душе (по). В средневековых текстах можно найти рассуждения также о наличии Ш. как особого типа «жизненной силы» в каждом из внутренних органов человека и особо — в сердце, Ш., которая представлялась в виде красной птицы (Чжу-няо)}. Согласно учению о первоэлементах, Ш. связана с огнем; проявлением Ш. в небе является жаркая погода, на земле — огонь. В поздней народной мифологии Ш. — обычно просто добрые духи, божества. б. р.