Большая советская энциклопедия
I
Екатерина Семеновна [7(18).11.1786—1(13).3.1849, Петербург], русская актриса. Окончила Петербургский театральное училище. Занималась с И. А. Дмитриевским, затем с А. А. Шаховским. Выступала на сцене петербургского императорского театра с 1803; в труппе — с 1805. Большая эмоциональность, искренность исполнения С. с особенной силой проявились в трагедиях В. А. Озерова (Антигона — «Эдип в Афинах», Моина — «Фингал», Ксения — «Димитрий Донской», Поликсена — «Поликсена»). Занятия драматическим искусством с литератором и поэтом Н. И. Гнедичем (с 1807), приобщившим её к эстетическим принципам и мироощущению декабристской гражданской поэзии, оказали влияние на творческие устремления С., помогли ей стать выдающейся русской трагической актрисой. С. создала сильные, страстные характеры, главным источником трагического в которых был нравственный максимализм, неосуществимая жажда свободы. Самобытный художник, С. по-новому трактовала женские образы трагедий Расина (Гермиона — «Андромаха», Клитемнестра — «Ифигения в Авлиде», Федра — «Федра»), Вольтера (Аменаида — «Танкред», Меропа — «Меропа», Заира — «Заира»), Лонжепьера (Медея — «Медея»), поднимала до трагического звучания многие роли в романтических драмах и мелодрамах. Как новое качество в актёрском искусстве критика отмечала в её игре, наряду с внутренней свободой чувства, одухотворённостью, ясность общей поэтической идеи образа. В 1820—22 С. в театре не выступала. В 1826, выйдя замуж за князя И. А. Гагарина, оставила профессиональную сцену. Талант С. высоко ценил А. С. Пушкин.
Лит.: Пушкин А. С., Мои замечания об русском театре, Полн. собр. соч., т. 7, М. — Л., 1949; Плетнев, Драматическое искусство г-жи Семеновой, «Труды Вольного общества любителей российской словесности», 1822, ч. 18; Родина Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961; Данилов С. С., Русский драматический театр XIX века, т. 1, Л. — М., 1957.
Т. М. Родина.
Е. С. Семёнова в роли Ксении («Димитрий Донской» В. А. Озерова). Гравюра Осипова.
Е. С. Семёнова. Портрет художника К. П. Брюллова.
II
Марина Тимофеевна [р. 30.5(12.6). 1908, Петербург], советская артистка балета, народная артистка СССР (1975). В 1925 окончила Ленинградское хореографическое училище (класс А. Я. Вагановой) и в том же году принята в Театр оперы и балета в Ленинграде, где была ведущей танцовщицей до 1930. В 1930—52 солистка Большого театра. Среди партий: Жизель («Жизель» Адана), Раймонда («Раймонда» Глазунова), Никия («Баядерка» Минкуса), Одетта — Одиллия («Лебединое озеро» Чайковского). Для искусства С. были характерны безукоризненная выразительность пластики, энергичная полётность прыжка, особая устойчивость, необычайная женственность. С. придавала классическому танцу простоту и естественность, внося в характер героинь старых балетов новые социальные акценты. В 1935—36 гастролировала во Франции. В 1953—60 педагог Московского хореографического училища, с 1953 балетмейстер-репетитор Большого театра СССР; с 1960 педагог балетмейстерского факультета Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского. Государственная премия СССР (1941). Награждена 2 орденами, а также медалями.
Лит.: М. Т. Семенова, М., 1953; Иванова С., Марина Семёнова, М., 1965.
М. Т. Семёнова.